Профилактика употребления психоактивных веществ в детском саду: работа с детьми. Статья 2.

18 Апр 2013, Автор: admin

нет наркотикамОдним из малораспространенных в нашей стране способов организации пер­вичной профилактики употребления психоактивных веществ является волонтёрское движение. Особенностью данного подхода является то, что в работе по осуществлению поставленных задач уча­ствуют сами дети.

Особенности организации волонтерской бригады.

1. Действует на базе общеобразовательных учреждений детский сад «Елочка» и школа №2 «Земля родная».

2. Решает ряд социальных задач: преемственность детского сада и начальной школы в формировании здорового образа жизни и т.д.

3. Первичной основой для организации «бригады» являются кружки «Будущие воспитатели» и «Потомучка» (детский сад «Ёлочка») и кружок «Обережек» (средняя школа №2), действующие в течение нескольких лет на базе общеобразовательных учреждений.

4. Наличие специалистов, имеющих опыт работы с детьми, в том числе в области профилактики «вредных привычек» (педагог-психолог, педагог-валеолог. группа активных и творческих педагогов «Перспектива»).

Руководители «бригады» в нашем случае это педагог-психолог, заместитель заведующего по воспитательной и методической работе дошкольного учрежде­ния и педагог-валеолог средней школы: координируют всю деятельность, ор­ганизуют работу волонтёров по различным направлениям, обеспечивают связь с городским волонтерским движением и осуществляют планирование деятель­ности. Волонтеры это, во-первых, дети – старшие дошкольники и младшие школьники, которые прошли отбор и подготовку. Во-вторых – это активные творческие педагоги образовательного учреждения, которых волнует проблема профилактики употребления психоактивных веществ.

При организации «волонтерской бригады» мы достаточное время уделяем подготовке самих волонтеров, развивая в них необходимые личностные качест­ва: художественные способности, усидчивость, сосредоточенность, умение держаться на сцене, организаторские способности, способность к эмпагии, сенситивность, тактичность и др. Работа с детьми осуществляется в кружковых занятиях, основ­ными задачами которых является:

— информирование детей о возможностях здорового образа жизни;

— развитие навыков распознавания и выражения эмоций, открытость пережи­ваниям и адекватное осознание своих мыслей и чувств;

— повышение самооценки, развитие самоуважения, самоконтроля и самопод­держки;

— формирование психологической невосприимчивости к вредным социаль­ным влияниям за счет развития критичности мышления;

— развитие жизненных навыков для укрепления здоровья;

— вовлечение в альтернативную деятельность.

Информирование детей проводится при соблюдении принципа запретной ин­формации. Соблюдение этого принципа предполагает, что полностью исклю­чается даже упоминание сведений, способных спровоцировать интерес детей к «вредным привычках». Основная форма работы волонтеров – групповые занятия-представления с элементами тренинга. Члены бригады могут самостоятельно или с помощью руководителя определять для себя те формы работы, которыми они хотели бы заниматься: групповая работа, участие в подготовке и проведении различных мероприятий: развлечения, театрализованные представления; разра­ботка средств наглядной агитации: плакаты, рисунки, поделки и т.п.

Последовательность работы в подготовке волонтеров

1 этап. Формирование волонтерского движения. На этом этапе у педагогов формируются представления о роли и месте добровольчества в современном обществе, а детям дается определение понятия «волонтер»: это человек, кото­рый в свой свободное время делает нечто полезное для других; бескорыстно делится своими знаниями Ии оказывает помощь тем, кто в этом нуждается.

2 этап. Социально-психологическая подготовка волонтеров. На этом этапе проходит тренировка навыков эффективной коммуникации, развитие уверенно­сти в себе, повышение информированности по проблеме наркотической зави­симости (для педагогов); знакомство с подходами и концепциями первичной профилактической работы (для педагогов); разработка атрибутов волонтерского движения, подготовка и осуществление «пробных» выходов с профилактиче­скими мероприятиями. Например, «Этот день победы», «Нашей родины сыны нынче прославляются»; «Путешествие в страну дорожных знаков» совместно с инспектором дорожно-патрульной службы; городские акции «Боевой листок на противопожарную тему», «Наш чистый дом Ямал» и др.

3 этап. Развитие волонтерского движения. На этом этапе происходит разра­ботка, подготовка и проведение просветительско-профилактических мероприя­тий; привлечение общественности родительского и педагогического континген­та к поддержке развития волонтерского движения. Это конференция для роди­телей «Имею право», презентация семейного опыта «А у нас в семье так», ак­ции для родителей и детей «Моя семья», «Моя малая родина»; тематические выпуски детской газеты «Планета Елочка» на темы: ((Здоровье ~ это…», «Наш город Новый Уренгой», «Вместе весело»; круглый стол для педагогов «Анти­наркотическое воспитание»: информационные листовки «Школа для всех»; со­вместные мероприятия дошкольников и младших школьников «Мир компьюте­ра», «Витамины — наши друзья», «Наши помощники»; «Трансляция новых форм деятельности» в открытых городских мероприятиях «Неделя практиче­ской психологии», городской межведомственный психолого-педагогический консилиум «В ногу со временем» и т.д..

4 этап. Перспектива развития волонтерского движения в образовательном уч­реждении. На этом этапе работа планируется с общественными организациями, родительским и педагогическим контингентом города по поддержке развития во­лонтёрского движения в городе; участие в проведении крупных рекламно-профилактических городских мероприятий и акций. Этот этап работы включает в себя слаженную работу волонтеров и смежных структур города для осуществле­ния поставленных целей, и включает в себя все предыдущие этапы и направления.

Остановимся подробнее на организации взаимодействия с целевой группой (дошкольники, младшие школьники, педагоги, родители), на которую направ­лены усилия «волонтерской бригады».

Прежде всего, это:

— пропаганда и популяризация здорового образа жизни;

— социальная реклама с призывом отказаться от вредных привычек;

— пропаганда позитивного отношения к жизни;

— пропаганда семейных, общественных и духовных ценностей;

— предупреждение причин возникновения экстремальных ситуаций, умения находить выходы из них, соблюдение мер безопасности.

Для проведения данной работы в системе, в постановке задач и планировании мы опирались на содержание соответствующих разделов программы «Детство»: «Растим детей здоровыми, крепкими, жизнерадостными»; «Дошкольник входит в мир социальных отношений».

Следует отметить, что, в первую очередь, каждый участник процесса является личным примером для детей, поддерживает единую линию поведения и вы­полняет основные требования, которые предъявляются к детям и остальным участникам педагогического процесса. Таким образом, совместная работа с педагогами, детьми, родителями и социумом соз­дает фундамент культуры здоровья, включающий в себя положительную моти­вацию и знания, умения и навыки здорового образа жизни, которые инрают решающую роль в профилактике наркомании.

По научно-исследовательским материалам Т.М Трошковой, Е.Ю. Кабалёновой, А.А. Матус (Педагогика и жизнь: международный сборник научных трудов / под ред. проф. О.И. Кирикова. — Выпуск 8. — Воронеж: ВГПУ, 2008. — С 235-244.)