Программа «Здоровье». Физическое развитие детей дошкольного возраста
14 Янв 2014, Автор: adminФизическое развитие оказывает существенное влияние на совершенствование защитных сил организма ребёнка, содействует овладению необходимыми движениями.
Критерии оценки уровня физического развития детей — воспитанников дошкольного учреждения (ПРИЛОЖЕНИЕ 3).
Для достижения цели физического развития и воспитания применяются следующие средства:
В задачах первой группы (оздоровительные):
- — физические упражнения;
- — оздоровительные силы природы – как средство закаливания;
- — гигиенические и социально-бытовые факторы (рациональный режим дня, полноценное питание).
В задачах второй группы (воспитательные):
- — деятельность детей;
- — игры;
- — художественные средства.
Работа по физическому развитию проходит в разных формах:
— физкультурно-оздоровительной в режиме дня (утренняя гимнастика, подвижные игры, физические упражнения на прогулке);
— самостоятельной двигательной деятельности детей;
— активного отдыха (физкультурные развлечения, праздники, дни здоровья). Двигательный режим в дошкольном учреждении (ПРИЛОЖЕНИЕ 4).
Используются методы: упражнения, беседы, игры, создание проблемных ситуаций, анализ физических и нравственных качеств.
В задачах третьей группы (формирование осознанного отношения к своему здоровью):
- — образец взрослого;
- — собственная деятельность детей;
- — художественные средства.
Используются методы: экспериментирование, упражнения, беседы, рассматривание картин и иллюстраций.
Комплексное использование этих средств позволяет эффективно решать оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи.
Оздоровительные силы природы (солнце, воздух и вода) оказывают существенное влияние на детей. Изменения метеорологических условий вызывают определенные биохимические изменения в организме, которые приводят к изменению состояния здоровья и работоспособности человека. Одним из главных требований к использованию оздоровительных сил природы является системное и комплексное применение их в сочетании с физическими упражнениями.
Целесообразное использование воздуха, солнца и воды помогает выработать у дошкольника приспособительные реакции к изменяющимся внешним условиям, т. е. закалить его организм.
Примерная схема закаливания (ПРИЛОЖЕНИЕ 5).
Средства и методы закаливания:
- — закаливание воздухом;
- — закаливание водой;
- — упражнения после сна (в постели);
- — пробежка по «пуговичному» коврику;
- — витаминизированное питье;
- — пробежки по дорожкам препятствий;
- — ходьба по солевым дорожкам;
- — дозированный бег;
- — полоскание рта;
- — дыхательная гимнастика;
- — хождение босиком (летом).
Критерии эффективности закаливания:
Оценка эффективности закаливания осуществляется по следующим показателям.
1. Динамика заболеваемости:
- — уменьшение доли часто болеющих детей;
- — увеличение индекса здоровья;
- — сокращение длительности одного заболевания (в днях);
- — уменьшение частоты заболеваемости ОРВИ;
- — уменьшение числа дней, пропущенных в среднем одним ребенком по болезни в течение года;
- — перераспределение по группам здоровья в сторону увеличения доли детей, относящихся к 1-й группе здоровья и, соответственно, уменьшение доли детей, относящихся ко 2-й или 3-й группам здоровья.
2. Поведение детей в различные режимные моменты — снижение возбудимости, быстрое засыпание, глубокий сон, хороший аппетит, повышение внимания и активности на НОД.
К гигиеническим факторам, содействующим укреплению здоровья и повышающим эффект воздействия физических упражнений на организм человека, стимулирующим развитие адаптивных свойств организма, относятся личная и общественная гигиена, соблюдение общего режима дня, режима двигательной активности, режима питания и сна.
Режим
1. Режим дня организуется в соответствии с особенностями климатических зон проживания, биоритма, с обязательным учётом физической и умственной работоспособности, а также эмоциональной реактивности в первой и второй половине дня.
2. При составлении и организации режима необходимо учитывать повторяющиеся компоненты, которые обязательны. Это:
— время приёма пищи (5- разовое);
— укладывание на дневной и ночной сон;
-общая длительность пребывания ребенка на открытом воздухе и в помещениях при выполнении физических упражнений.
3. При организации оздоровительного режима необходимо стремиться к полной реализации в жизни каждого ребёнка трёх моментов: полное удовлетворение потребности в движении, достаточной индивидуальной умственной нагрузки и обеспечение условий для преобладания положительных эмоциональных впечатлений.
4. Достаточный по продолжительности дневной и ночной сон детей.
Длительность сна определяется не только возрастными особенностями, но и индивидуальными проявлениями деятельности мозга ребёнка. При организации дневного сна целесообразно больше пользоваться притоками свежего воздуха.
5. При организации оздоровительного режима желательно учитывать климатические и сезонные особенности. Поэтому в дошкольном учреждении желательно иметь 2 сезонных режима, с постепенным переходом от одного к другому. При этом основными изменяющимися компонентами являются соотношение периодов сна и бодрствования и двигательной активности детей на открытом воздухе и в помещении. Пребывание дошкольников на свежем воздухе в летний период укрепляет и закаливает детский организм, оказывает положительное влияние на его всестороннее развитие. Основная задача взрослых при этом как можно полнее удовлетворить потребность растущего организма в отдыхе, творческой деятельности и движении. Обеспечить необходимый уровень физического и психического развития детей поможет четко спланированная система мероприятий развлекательного, познавательного и оздоровительного характера.
Детское питание является одним из ключевых факторов, определяющих темпы роста ребенка, его гармоничное развитие, способность к различным формам и видам обучения, адекватную иммунную реакцию, устойчивость к действию неблагоприятных влияний внешней среды. Потребление пищевых веществ должно соответствовать возрастным особенностям детей. Вследствие этого, рекомендуемые нормы потребности в основных пищевых веществах и энергии существенно меняются у детей разного возраста в соответствии с изменениями в физическом развитии, пищеварительном аппарате, процессах обмена веществ, двигательной активности, происходящими в период с 1 года (ранний возраст) до 7 лет (дошкольный возраст). Несмотря на существенные количественные различия, можно сформулировать общие принципы рационального сбалансированного питания (по И.Я. Конь,2004):
1. адекватная энергетическая ценность рациона, соответствующая энергозатратам ребенка;
2. сбалансированность рациона по всем заменимым и незаменимым пищевым факторам, включая белки и аминокислоты, пищевые жиры и жирные кислоты, витамины, минеральные соли и микроэлементы, а также минорные, условно незаменимые нутриенты, необходимые для обеспечения оптимального питания (биофлавоноиды и др.);
3. максимальное разнообразие рациона, являющееся основным условием обеспечения его сбалансированности;
4. оптимальный режим питания;
5. адекватная технологическая и кулинарная обработка продуктов и блюд, обеспечивающая их высокие вкусовые достоинства и сохранность исходной пищевой ценности;
6. учет индивидуальных особенностей детей (в том числе непереносимость ими отдельных продуктов и блюд);
7. обеспечение безопасности питания, включая соблюдение всех санитарных требований к состоянию пищеблока, поставляемым продуктам питания, их транспортировке, хранению, приготовлению и раздаче блюд.
В соответствии с этими принципами рационы питания детей в дошкольных образовательных учреждениях должны включать все основные группы продуктов, а именно — мясо и мясопродукты, рыбу и рыбопродукты, молоко и молочные продукты, яйца, пищевые жиры, овощи и фрукты, хлеб и хлебобулочные изделия, крупы, макаронные изделия и бобовые, сахар и кондитерские изделия. Только в этом случае можно обеспечить детей всеми пищевыми веществами. И, наоборот, исключение из рациона тех или иных продуктов или, напротив, избыточное потребление каких-либо из них неизбежно приводит к нарушениям в состоянии здоровья детей.
Несоблюдение гигиенических требований снижает положительный эффект в физическом развитии детей.
Продолжение следует…