Программа «Здоровье». Физическое развитие детей дошкольного возраста

14 Янв 2014, Автор: admin

Оздоровительная работа в ДОУФизическое развитие оказывает существенное влияние на совершенствование защитных сил организма ребёнка, содействует овладению необходимыми движениями.

Критерии оценки уровня физического развития детей — воспитанников дошкольного учреждения (ПРИЛОЖЕНИЕ 3).

Для достижения цели физического развития и  воспитания применяются следующие средства:

В задачах первой группы (оздоровительные):

  • — физические упражнения;
  • — оздоровительные силы природы – как средство закаливания;
  • — гигиенические и социально-бытовые факторы (рациональный режим дня, полноценное питание).

В задачах второй группы (воспитательные):

  • — деятельность детей;
  • — игры;
  • — художественные средства.

Работа по физическому развитию проходит в разных формах:

— физкультурно-оздоровительной в режиме дня (утренняя гимнастика, подвижные игры, физические упражнения на прогулке);

— самостоятельной двигательной деятельности детей;

— активного отдыха (физкультурные развлечения, праздники, дни здоровья). Двигательный режим в дошкольном учреждении (ПРИЛОЖЕНИЕ 4).

Используются методы: упражнения, беседы, игры, создание проблемных ситуаций, анализ физических и нравственных качеств.

В задачах третьей группы (формирование осознанного отношения к своему здоровью):

  • — образец взрослого;
  • — собственная деятельность детей;
  • — художественные средства.

Используются методы: экспериментирование, упражнения, беседы, рассматривание картин и иллюстраций.

Комплексное использование этих средств позволяет эффективно решать оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи.

Оздоровительные силы природы (солнце, воздух и вода) оказывают существенное влияние на детей. Изменения метеорологических условий вызывают определенные биохимические изменения в организме, которые приводят к изменению состояния здоровья и работоспособности человека. Одним из главных требований к использованию оздоровительных сил природы является системное и комплексное применение их в сочетании с физическими упражнениями.

Целесообразное использование воздуха, солнца и воды помогает выработать у дошкольника приспособительные реакции к изменяющимся внешним условиям, т. е. закалить его организм.

Примерная схема закаливания (ПРИЛОЖЕНИЕ  5).

Средства и методы закаливания:

  • —  закаливание воздухом;
  • — закаливание водой;
  • — упражнения после сна (в постели);
  • — пробежка по «пуговичному» коврику;
  • — витаминизированное питье;
  • — пробежки по дорожкам препятствий;
  • — ходьба по солевым дорожкам;
  • — дозированный бег;
  • — полоскание рта;
  • — дыхательная гимнастика;
  • — хождение босиком (летом).

Критерии эффективности закаливания:

Оценка эффективности закаливания осуществляется по следую­щим показателям.

1. Динамика заболеваемости:

  • — уменьшение доли часто болеющих детей;
  • — увеличение индекса здоровья;
  • — сокращение длительности одного заболевания (в днях);
  • — уменьшение частоты заболеваемости ОРВИ;
  • — уменьшение числа дней, пропущенных в среднем одним ре­бенком по болезни в течение года;
  • — перераспределение по группам здоровья в сторону увеличения доли детей, относящихся к 1-й группе здоровья и, соот­ветственно, уменьшение доли детей, относящихся ко 2-й или 3-й группам здоровья.

2. Поведение детей в различные режимные моменты — снижение возбудимости, быстрое засыпание, глубокий сон, хороший аппе­тит, повышение внимания и активности на НОД.

К гигиеническим факторам, содействующим укреплению здоровья и повышающим эффект воздействия физических упражнений на организм человека, стимулирующим развитие адаптивных свойств организма, относятся личная и общественная гигиена, соблюдение общего режима дня, режима двигательной активности, режима питания и сна.

Режим

1. Режим дня организуется в соответствии с особенностями климатических зон проживания, биоритма, с обязательным учётом физической и умственной работоспособности, а также эмоциональной  реактивности в первой и второй половине дня.

2. При составлении и организации режима необходимо учитывать повторяющиеся компоненты, которые обязательны. Это:

— время приёма пищи (5- разовое);

— укладывание на дневной и ночной сон;

-общая длительность пребывания ребенка на открытом воздухе и в  помещениях при выполнении физических упражнений.

3. При организации оздоровительного режима необходимо стремиться к полной реализации в жизни каждого ребёнка трёх моментов: полное удовлетворение потребности в движении, достаточной индивидуальной умственной нагрузки и обеспечение условий для преобладания положительных эмоциональных впечатлений.

4. Достаточный по продолжительности дневной и ночной сон детей.

Длительность сна определяется не только возрастными особенностями, но и индивидуальными проявлениями деятельности мозга ребёнка. При организации дневного сна целесообразно больше пользоваться притоками свежего воздуха.

5. При организации оздоровительного режима желательно учитывать климатические и сезонные особенности. Поэтому в дошкольном учреждении желательно иметь 2 сезонных режима, с  постепенным переходом от одного к другому. При этом основными изменяющимися компонентами являются соотношение периодов сна и бодрствования и двигательной активности  детей  на открытом воздухе и в помещении. Пребывание дошкольников на свежем воздухе в летний период укрепляет и закаливает детский организм, оказывает положительное влияние на его всестороннее развитие. Основная задача взрослых при этом как можно полнее удовлетворить потребность растущего организма в отдыхе, творческой деятельности и движении. Обеспечить необходимый уровень физического и психического развития детей поможет четко спланированная система мероприятий развлекательного, познавательного и оздоровительного характера.

Детское питание является одним из ключевых факторов, определяющих темпы роста ребенка, его гармоничное развитие, способность к различным формам  и видам обучения, адекватную иммунную реакцию, устойчивость к действию неблагоприятных влияний внешней среды. Потребление пищевых веществ должно соответствовать возрастным особенностям детей. Вследствие этого,  рекомендуемые нормы потребности в основных пищевых веществах и энергии существенно меняются у детей разного возраста в соответствии с изменениями в физическом развитии, пищеварительном аппарате, процессах обмена веществ, двигательной активности, происходящими в период с 1 года (ранний возраст) до 7 лет (дошкольный возраст). Несмотря на существенные количественные различия,  можно сформулировать общие принципы рационального сбалансированного питания (по И.Я. Конь,2004):

1. адекватная энергетическая ценность рациона, соответствующая энергозатратам ребенка;

2. сбалансированность рациона по всем заменимым и незаменимым пищевым факторам, включая белки и аминокислоты, пищевые жиры и жирные кислоты, витамины, минеральные соли и микроэлементы, а также минорные, условно незаменимые нутриенты, необходимые для обеспечения оптимального питания (биофлавоноиды и др.);

3. максимальное разнообразие рациона, являющееся основным условием обеспечения его сбалансированности;

4. оптимальный режим питания;

5. адекватная технологическая и кулинарная обработка продуктов и блюд, обеспечивающая их высокие вкусовые достоинства и сохранность исходной пищевой ценности;

6. учет индивидуальных особенностей детей (в том числе непереносимость ими отдельных продуктов и блюд);

7. обеспечение безопасности питания, включая соблюдение всех санитарных требований к состоянию пищеблока, поставляемым продуктам питания, их транспортировке, хранению, приготовлению и раздаче блюд.

В соответствии с этими принципами рационы питания детей в дошкольных образовательных учреждениях  должны включать все основные группы продуктов, а именно — мясо и мясопродукты, рыбу и рыбопродукты, молоко и молочные продукты, яйца, пищевые жиры, овощи и фрукты, хлеб и хлебобулочные изделия, крупы, макаронные изделия и бобовые, сахар и кондитерские изделия. Только в этом случае можно обеспечить детей всеми пищевыми веществами. И, наоборот, исключение из рациона тех или иных продуктов или, напротив, избыточное потребление каких-либо из них неизбежно приводит к нарушениям в состоянии здоровья детей.

Несоблюдение гигиенических требований снижает положительный эффект в физическом развитии детей.

Продолжение следует…

Далее Планирование оздоровительно-профилактической работы