Программа «Здоровье». Организация жизнедеятельности в адаптационный период

13 Янв 2014, Автор: admin

Оздоровительная работа в ДОУСистема оздоровительно-профилактической работы с детьми, предусматривает комплексную работу в период адаптации детей в дошкольном учреждении  по  физическому развитию и оздоровлению детей. Данная работа имеет свои направления, где используются как традиционные, так и нетрадиционные занятия по физической культуре, коррекционно-профилактические мероприятия и т.д. Во время адаптации осуществляется индивидуальный подход к детям, во время проведения НОД при распределении нагрузок учитываются уровень физической подготовки и здоровья детей.

Комплексная система физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении (ПРИЛОЖЕНИЕ 1).

Организация жизнедеятельности в период адаптации

Адаптационный период — серьезное испытание для малышей любого возраста. Поступление ребенка в дошкольное образовательное учреждение сопровождается изменением окружающей его среды, режима дня, характера питания и приводит к необходимости устанавливать социальные связи, адаптироваться к новым условиям жизни. На процесс адаптации ребенка влияют:

— уровень психического и физического развития;
— состояние здоровья;
— степень закаленности;
— сформированность навыков самообслуживания;
— сформированность навыков коммуникативного общения со взрослыми и сверстниками;
— личностные особенности самого малыша;
— уровень тревожности и личностные особенности родителей.

Дети, имеющие отклонения в этих сферах, труднее адаптируются к новым условиям, у них может развиваться эмоционально-стрессовая реакция, приводящая к нарушению здоровья.

Условия, обеспечивающие успешное прохождение адаптации:

— наличие постоянных воспитателей;
— формирующиеся группы обеспечиваются помощниками воспитателей;
— исключение перевода ребенка в другую группу;
— сохранение в период адаптации привычных стереотипов поведения (способы кормления, укладывания спать, присутствие домашних вещей (игрушка, кружка  и т.п.);
— категорический запрет на кормление и укладывание спать ребенка без его желания, а также на проведение непривычных для малыша процедур (полоскание горла, чистка зубов, закаливающие процедуры);
— организация игровой деятельности ближе к взрослому, в стороне от детей;
— способ общения взрослого с ребенком «лицом к лицу»;
— частые тактильные контакты (прикосновения, поглаживания, обнимания);
— проведение режимных моментов под музыкальное сопровождение (зарядка, физическая культура, отход ко сну, подъем и.т.п.);
— привлечение детей к рисованию;
— обеспечение состояния теплового комфорта.

Наиболее эффективный режим привыкания:

       1-я неделя – 2 часа;

       2-я неделя – 4 часа;

       3-я неделя – ребенок остается на дневной сон.

Предложенную схему, можно изменять в зависимости от течения адаптации ребенка.

Критерии наблюдения за адаптацией детей:

  1. Оценкаэмоционально-поведенческих реакций:

— снижение настроения;
— социальные контакты;
— игровая и познавательная деятельность;
— выполнение дисциплинарных требований;
— наличие агрессии, страха;
— двигательная активность;
— сон, аппетит.

После каждой оценки воспитателя старшая медицинская сестра анализирует результаты, выявляет детей, имеющих отрицательные оценки или их значительное снижение, и информирует об этом педиатра и педагога-психолога. Контроль проводит воспитатель в 1-младшей группе ежедневно, а у старших дошкольников – 1 раз в 3 дня (то есть на 3-й, 6-й, 9-й и т.д. дни пребывания в дошкольном учреждении).

  1. Выявление пограничных нервно-психических расстройств, невротические реакции (беспричинные боли в животе, энурез, нарушение сна, тики, сосание пальца, обгрызание ногтей, страхи) с помощью анкетирования родителей.
  2. Отслеживание динамики нервно-психического развития (используется у детей ясельного возраста; проводится психологом 1 раз в неделю).
  3. Динамика массы тела. Взвешивание проводит медицинская сестра у детей ясельного возраста 1 раз в 3 дня, у дошкольников – 1 раз в неделю.
  4. Определение частоты острых респираторных заболеваний и обострений хронических болезней. Учитывается медицинской сестрой на основании данных справок о перенесенных заболеваниях.

Старшая медицинская сестра дошкольного учреждения еженедельно анализирует листы адаптации и выделяет детей, имеющих отклонения по вышеперечисленным критериям. Родителей этих детей консультируют педиатр и педагог-психолог, а по показаниям, и другие специалисты. Оценку течения адаптации детей в  дошкольном учреждении проводит педиатр.

Материал по адаптации детей к дошкольному учреждению (ПРИЛОЖЕНИЕ № 2).

Продолжение следует…

Далее Физическое развитие детей дошкольного возраста

.

На страничках интернет магазина vse-naushniki.ru Вы можете купить наушники по своему вкусу. Красивые, качественные и совсем не дорогие.