Оздоровление детей: методика использования арома- и фитотерапии

11 Мар 2012, Автор: admin

Одной из популярных здоровесберегающих технологий является методика использования арома- и фитотерапии в оздоровлении детей дошкольного возраста.

Современная ароматерапия – это профилактический способ поддержания хорошей психоэмоциональной и физической формы, позволяющий снять ежедневные стрессы, это один из инновационных способов оздоровления детей.

Ароматерапия занимает положение наравне с фитотерапией, гомеопатией, акупунктурой и прочими методами. Медики и ученые единогласно соглашаются, что ароматы растений оказывают огромное положительное влияние на человека.

Ароматерапия – это медицинская наука, основанная на влиянии запахов на человека. Обоняние играет важнейшую роль в жизни человека. Эта способность развивается в зависимости от индивидуальных качеств, а также под влиянием окружающего мира. Учёными было доказано, что независимо от личных предпочтений человека, существуют различные запахи, способные поднимать настроение и улучшать самочувствие.

В мире множество запахов, и каждый имеет своё действие. Одни успокаивают, другие, наоборот, возбуждают, одни вызывают сонливость, другие в свою очередь бодрят. Медики объясняют это тем, что запахи стимулируют глубинные участки мозга, а мозг, в свою очередь, посылает соответствующие сигналы нервной системе.

История ароматерапии насчитывает уже более 7000 лет. Ещё в древности люди знали о целебных свойствах эфирных масел, и умели добывать их. Истоки этого метода натуральной медицины относятся к временам Древнего Египта, Рима, Греции, Китая. Еще первобытные люди заметили действие различных ароматов, когда подкладывали в огонь те или иные растения.

Растения – это самые древние и удивительные сущности, когда-либо населявшие нашу планету. Они обладают мощной, доброй энергетикой, способной исцелять и оберегать от внешних воздействий. Собственно, растения, как первые, и в то же время, самые беззащитные поселенцы на планете, только тем и занимались, что выживали в агрессивной среде. Вы можете выбросить в мусоропровод постаревший (или надоевший) цветок, а он, даже оказавшись на свалке, под грудой мусора, еще будет жить (и страдать, конечно). Ни одно существо на Земле не обладает такой колоссальной жизненной силой, как растения. Основным действующим компонентом ароматерапии служат эфирные масла. Это квинтэссенция растений, обладающая энергией четырех стихий: земли, воды, огня и воздуха.

Более того, молекулы эфирного масла повышают действие химических препаратов в 4-10 раз. Одним из важнейших достоинств этих молекул является то, что они находятся в организме недолго (около 20 минут), а сделав свое дело, выходят, не оказывая вредных побочных эффектов.

Сильной стороной ароматерапии является отсутствие противопоказаний и побочных действий. Фактически, единственными противопоказанием является возраст (до одного года) и заболевания нервной системы.

Принцип ароматерапии одновременно прост и непостижим. Чувствительные клетки, рецепторы слизистой оболочки носа, воспринимают запахи и мгновенно передают информацию в нервную систему. Что и как происходит дальше – не важно. Главное, что это работает. Так можно излечить массу заболеваний. Но нас интересует прежде всего то действие, которое оказывают эфирные масла на энергетическую оболочку детей дошкольного возраста.

Поскольку дети натуры чувствительные и впечатлительные, их реакция на эфирные масла всегда положительна.

Применение средств ароматерапии как средства оздоровления и восстановления детей способствует поддержанию хорошего настроения, помогает излечить простудные заболевания и нарушения сна, снять состояние усталости.

В силу того, что детский организм находится еще в состоянии развития, применять средства ароматерапии для дошкольников и младших школьников следует совсем в минимальных дозировках. Лучше всего, если масла будут наноситься на глиняные и деревянные фигурки, аромамедальоны, подушечки.

Достаточно эффективно использование смеси для поднятия настроения масло апельсина — 2 капли, масло илангиланга — 2 капли.

Весной и летом лучше использовать эфирные маслах ароматом свежести (цитрусовые, хвойные), а под Рождество или Новый год — более теплые (цветочные, пряные).

Создавая здоровьесберегающее пространство в группе не забудьте о таком методе применения ароматерапии как ароматическая лампа (аромалампа, аромакурительница).

В комнате, где вы будете проводить с детьми сеанс ароматерапии, закройте окна. В особую курительницу в виде чаши налейте теплую воду, добавьте 3-5 капель аниса или чабреца, затем снизу зажгите свечу. Медленно подогреваясь, вода постепенно насытит комнатный воздух ароматом. В первые два дня сеанс займет не больше 20 минут. Эффективно использовать во время сеанса спокойную музыку со звуками природы, чтение рассказов, рассматривание иллюстраций.

Всё эфирные масла положительно влияют на нервную систему и психическое здоровье.

Если ваш ребенок чрезмерно возбудим, плаксив, жалуется на бессонницу, то для его спокойствия ему нужны ароматы аниса, розы, ладана, сандала, илангиланга или апельсина.

Если ребенок одолеваем комплексами типа: «У меня ничего не получится» — эффективно использование майорана, базилика, герани, апельсина и корицы. Если ребенок плохо адаптируется к детскому саду, школе — полезен лимон. Если агрессивен — применяем лаванду и ладан. Если ребенок ленится, равнодушен к занятиям -поможет можжевельник.

Использование эфирных масел в педагогической практике очень обоснованно. Однако необходимо учитывать особенности детского организма и соблюдать ряд ограничений.

В следующей статье мы рассмотрим особенности организации аэрофитотерапии в образовательном учреждении и обратимся к классификации растений, использующихся для восстановления и повышения работоспособности (по В.А. Иванченко)