Солнечная сказка детства — солнечная жизнь. Сюжетно-игровые занятия с дошкольниками

03 Дек 2012, Автор: admin

Почему солнечная, спросите Вы? Потому что в этот дождливый декабрьский день (да-да, именно так, у нас уже третий день льет дождь, который смыл все немногочисленные сугробики снега) так хочется скорее вернуться в лето с его ласковым, жарким солнышком и чтобы совсем не затосковать в такую серую, пасмурную погоду, будем представлять, что все вокруг солнечное (для поддержания духа, так сказать, самовнушение — вещь великая).

Почему сказка?! Потому что без сказки жить очень скучно, а для дошкольников сказка — это ориентир жизнедеятельности, ведь воспринимая ее ребенок сознательно или подсознательно обучается правилам жизни, регламентированно или стихийно осваивает нормы и ценности культуры, знакомится с колоссальной информационной составляющей, передаваемой из поколения в поколение.

Ну а почему солнечная жизнь?! Потому что, научившись в детстве позитивному мышлению и вере в невозможное, ребенок сохранит эту способность на всю жизнь и многие жизненные трудности, которые неизбежно встречаются на пути, будут восприниматься им не как трагедии, а как новые возможности для развития и самосовершенствования.

Обратимся к теме сюжетно-игровых занятий с дошкольниками и посмотрим, как можно обыграть с детьми обычные упражнения, чтобы они стали «солнечными» и интересными. Предлагаем Вашему вниманию тематические комплексы сюжетно-игровых упражнений, составленные инструктором по физической культуре МБДОУ № 174 г. Оренбурга Халиловой Региной Радиковной.

Прогулка в зимний лес
(младшая группа)

1. Упражнение «Идем в лес». Ходьба друг за другом, ходьба между предметами — по «извилистой дорожке», бег между предметами — «деревьями», бег врассыпную — «на поляне».

2. Игра-превращение «Снежинки на ветру» (дети — «снежинки»). По сиг­налу «Подул тихий ветерок» дети тихо кружатся по залу, руки в стороны. По сигналу «Сильный ветер» дети быстро бегают по залу, размахивая руками. По сигналу «Ветер стих» дети садятся на пол (45 раз).

З. Игра «Сугробы». Дети разбегаются по залу, по сигналу собираются группами вокруг трех-четырех обручей и берутся за руки или поднимают их вверх, образуя «сугробы» (4Зраз).

4. Игровое упражнение «Стряхнем снег с веток». Прыжки вверх на месте с целью достать предмет.

5. Игра «Поваляемся в снегу». Дети ложатся на пол, ползают, катаются.

6. Телесно-ориентированное упражнение «Отряхнемся». Дети «отряхивают» себя и товарища.

В гостях у бабушки
(младшая группа)

1.     «Пойдем в гости к бабушке». Ходьба «стайкой» за инструктором, бег «стайкой».

2.     «Поехали на лошадке». Ходьба с высоким подниманием колен.

3.     «Кто живет у бабушки?» Имитация животных.

4.     «Поможем бабушке в огороде», «Идем по огороду». Ходьба по извилистой дорожке (ширина 20 см, длина 3 м).

5.     «Собираем арбузы».  Прокатывание мяча двумя руками друг другу (расстояние 1,5 м).

6.     «Собираем груши». Прыжки на всей ступне с подниманием на носки («пружинка»).

7.     Подвижная игра «Наседка и цыплята».

8.     «Отдохнем». Релаксация. (Фонограмма «Шелест листьев».)

Веселая семейка
(средняя группа)

Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать,

А за ней ребятки, желтые цыплятки.

«Ко-ко-ко, ко-ко-ко, не ходите далеко.

Лапками гребите, зернышки ищите!»

Ввести детей в воображаемую ситуацию: «Я — курочка, а вы — цыплятки».

1. «Здравствуйте, ребятки, желтые цыплятки. Все проснулись, потянулись, приготовились к зарядке».

2. «Пойдем на пруд, где много червяков и свежая травка. Идем по мостику через ручеек». Ходьба друг за другом по скамейке.

3. «Побежали, по дороге встретился кустик. Нужно осторожно подлезть под кустик, чтобы не задеть его». Подлезание под дуги, не касаясь руками пола.

4. «Прыгаем с камушка на камушек». Прыжки на двух ногах с продвижением вперед.

5. «Пришли на пруд, разбежались по полянке. Стали играть, клевать зернышки и увидели утят». Танец маленьких утят.

6. «Утята с цыплятами так резвились, что устали и легли на травку. Видят: по воде плавает белый лебедь». Упражнение на расслабление.

7. «Цыплята и утята отдохнули и отправились домой».

Путешествие по разным странам
(средняя группа)

Если хочешь ты летать, Надо крылья расправлять, В синем небе мчаться, Надо не бояться!

1. Ходьба друг за другом. Руки в стороны — «полетели». Бег медленный, переходящий в быстрый.

2. Ходьба на носках — «холодно». Обычная ходьба. «Поехали на оленях» — бег с высоким подниманием колен. Ходьба на пятках — «замерзли носки».

3. Приземлились на Севере. Ходьба в полуприседе.

4.  «Кто живет на Севере? Медведи и пингвины. Медведи любят кататься с ледяных горок, а пингвины прыгать».  Скольжение по наклонной широкой скамейке, прыжки вокруг скамейки.

5.  Ходьба по ребристой дорожке. Прыжки через косички (5 косичек параллельно на расстоянии 20 см).

6. «Начинается пурга». Кружение с продвижением вперед.

7. «Пора улетать в Африку». Бег врассыпную.

8. «Кто живет в Африке?» Имитация диких животных.

9. «Наигрались, сели в круг и решили отдохнуть». Взяли зеркальце и стали смотреть в  него, то улыбаясь, то серьезно.

История про сороконожку
(старшая группа)

1. «Жила в лесу сороконожка. Решила она прогуляться по дорожке, зашагала вперед,    закончилась    дорожка,    вернулась    назад».    Ходьба   со сменой ведущего.

2. «Захотелось ей подрасти, встала она на носки». Ходьба на носках.

3. «Увидела сороконожка, что еж катится, стала она назад пятиться». Ходьба на пятках назад.

4. «Смотрит: из норы вылез крот, побежала она вперед, боком, а потом наоборот». Бег вперед, боковым галопом, то же со сменой ведущего.

5. «Сороконожки — резвые ножки побежали по извилистой дорожке». Бег «змейкой».

6. «Первые ножки встретились с последними». Построение в круг.

7. «Захотела    сороконожка    повеселиться,    с    листочком    лесным порезвиться». Игра «Убери с головы листок».

8. «Увидела сороконожка птицу, испугалась: куда ей скрыться?» Ходьба боком «по-медвежьи».

9. «Спрячусь я под листочком и посмотрю на птичку одним глазочком». Сидя на ногах, туловище опустить вперед, руки лежат на полу, откинуться назад, прогнуться, упор на руки.

10. «Села она на ноги и поползла по дороге». Сидя, ноги вытянуты, продвигаться вперед на бедрах.

11. «Подняла сороконожка свои ножки и притворилась стройной березкой». Упражнение «березка».

12. «Захотела сороконожка поиграть, свои ножки покачать». На ноги надевают кольцо, сгибают их в коленях, группируются, раскачиваются, не разгибая ног, вперед-назад.

13. «Вышла сороконожка в поле, решила порезвиться на просторе, но испугалась и полезла в норку». Лазание в вертикально поставленные обручи прямо друг за другом.

14. «Прошлась по лежащему дереву». Ходьба по гимнастической скамейке приставным шагом.

15. «Перепрыгнула через ручей». Прыжки с места одновременно (ноги  вместе) через канаты (расстояние от 50 до 90 см).

16. «Решила сороконожка поиграть: свой хвост поймать». Игра «Поймай свой хвост».

17. «Ох, устала наша сороконожка, тяжело бредет она по дорожке, не поймешь, где голова, где ножки». Игра «Путаница».

Вселенная зовет нас
(старшая группа)

1. «Давайте   исследуем   нашу   Вселенную».   Бег   между   мячами,   не наталкиваясь друг на друга, прыжки вокруг мячей, через мячи.

2. «Проверка двигательных качеств летательного аппарата». Прокатывание мяча. Дети выбирают каждый себе дорожку, стараясь не мешать друг другу.

3. «Проверка летных качеств аппарата». Подбрасывание мяча вверх.

4. «Проверка прочности аппарата». Отбивание мяча о пол.

5. «Аппараты к полету готовы? Надели скафандры! Пристегнули ремни! Сели в аппараты! Полетели!» Быстрый, стремительный бег друг за другом.

6. «Преодолеваем перегрузки. Мы в космосе». Бег замедляется, мячи перекладываются за спину, бег врассыпную.

7. «Подлетаем к Луне. Прилуняемся, отстегнули ремни. Осмотрите внимательно   поверхность.   Будьте   осторожны:    по   Луне   трудно передвигаться  из-за  пыли,  кратеров,  камней».  Ходьба  с  высоким подниманием колен, прыжки с продвижением вперед.

8. «Продолжаем  наш  полет.  Сели  в  аппараты,  пристегнули  ремни. Полетели!» Бег друг за другом, «змейкой» по «космической» дорожке.

9. «Мы на Марсе. Отстегнули ремни. Выходим на поверхность. Движения затруднены, как у роботов. Осмотрите Марс». Дети в ходьбе и на месте изображают движения роботов.

10. «Продолжаем наше путешествие. Сели в аппараты, пристегнули ремни, полетели! Подлетаем к Венере. Отстегнули ремни. Выходим на поверхность.  Давайте  поиграем в мини-баскетбол».  Ведение мяча, продвигаясь вперед.

11. Прокатывание плоских обручей друг другу.

12. «Кто быстрее проползет».

13. «Дай руку, друг». Перетягивание друг друга, держась за руку.

14. Шутливая борьба друг с другом: взяв друг друга за плечи, каждый пытается вывести партнера из круга.

15. Игра-хоровод «Третий лишний».

16. «Пора возвращаться домой. Сели в аппараты. Пристегнули ремни. Полетели!» Бег по залу, мячи впереди в вытянутых руках.

17. «Чувствуем притяжение Земли». Бег в полуприседе, мячи перед грудью.

18. «Приземляемся. Отстегнули ремни. Выходим на родную планету. Здесь и озеро, и роща, и лужайка. Давайте нырнем в озеро, поплаваем, смоем   космическую   пыль».   Дети   бегают,   ползают,   изображая плавательные движения.

19. «Теперь посидим на лужайке, отдохнем и вспомним, что интересного мы видели  в космосе».

Аэробика для зверят
(старшая группа)

Сегодня мы отправляемся в зоопарк. Там зверюшки и птицы любят заниматься аэробикой. Вот как они это делают.

1.  «Идем в зоопарк». Переступающий шаг с пятки на носок, руки согнуты в локтях.

2. «Медведь чешет спинку об дерево». Поднимание плеч: попеременно правое и левое, затем одновременно.

3. «Обезьянка срывает бананы с ветки». Поднимание на носки, руки вверх попеременно.

4. «Ежик проверяет свои запасы». Вращение кистями рук, руки в стороны. «Но тут он нас заметил и решил поиграть в прятки». Прогиб спины.

5.  «Красавец-павлин раскрыл свой большой хвост и закрыл». Встречные движения рук перед собой.

6.  «Большой пятнистый жираф покачивает своей длинной шеей». Руки вверху в замке.

7. «Хищная пантера потягивается на солнышке». Прогиб руки в замке вверху.

8. «Полосатый енот моет свою мордочку лапками». Руки перед собой, круговые движения ладонями.

9. «Страус с длинной шеей спрятал свою голову в песок» Наклоны в стороны.

10. «Летят дикие лебеди, машут крыльями». Наклоны вперед, руки в стороны.

11. «Важно выхаживает по болоту стройная цапля». Дорожка шагов: ставить ногу в сторону на носок, руки в стороны — 4 шага вперед и 4 назад.

12. «Маленький   пони   показывает   цирковые   номера».   Поочередное поднимание правой, левой ноги, стоя на четвереньках.

13. «Перешагивание через камни, ямки». Ходьба на месте.

14. «Бег по тропинке в глубь леса». Бег на месте.

15. «Перепрыгивание через поваленное дерево». Подскоки на месте, с продвижением вперед.

16. «На полянке пушистый зайка прыгает от кустика к кустику». Прыжки на двух ногах из стороны в сторону.

17. «Побежали его догонять». Бег по кругу.

18. «Встретили лисичку-сестричку». Ходьба на носках, на пятках, руки перед собой.

19. «Лисичка увидела нас, испугалась и убежала». Бег по кругу.

20. «Выскочили зайчата». Прыжки на двух ногах с продвижением вперед.

21. «Кенгуру убежала из зоопарка». Прыжки с высоким подниманием колен.

22. «Проводили кенгуру обратно в зоопарк». Ходьба обычная. Построение в три колонны. Дыхательные упражнения.

23. Релаксация.

Альпинисты
(подготовительная группа)

1.  «Надо проверить все снаряжение и отправиться в путь».

Идем по ровной местности. Ходьба друг за другом. Идем по поляне так, чтобы не помять траву, цветы. Корригирующая ходьба. Обходим деревья, коряги, паутину, колючие кустарники. Бег обычный, со сменой ведущего, спортивная ходьба. Ходьба с выполнением задания. Пробегаем по извилистой тропинке. Бег «змейкой». Переступаем через ручейки. Бег широкими шагами, с захлестыванием голени. Выходим на широкую дорогу. Перестроение в колонну по два.

2.  Разминка перед восхождением на гору.

Поднимать руки вверх поочередно. Опускать через стороны вниз. Руки вверх поочередно:  Делать просто и удобно.

3. Руки перед грудью, ноги слегка расставлены. На счет «1—2» отведение согнутых рук назад; «3—4» — отведение прямых рук назад. Раз, два, три, четыре -Расправляем плечи шире.

4.  Приседания, руки вперед.

Будем дружно приседать, Чтоб ногам  работу дать.

5.  Сидя, ноги скрещены, руки на поясе. Поворот вправо, в и.п., поворот влево, в и.п.

И направо, и налево,   Чтоб ничто не заболело.

6.  Лежа на спине, руки за головой. Поднимать обе ноги одновременно, стараясь коснуться носками пола за головой.

Будем ноги поднимать, Чтобы им работу дать.

7. «Качалка». Лежа на груди, руки впереди.

8. Ноги вместе, руки на поясе. Прыжки на двух ногах на месте.

Прыгать будем мы сейчас
На обеих ножках,
Но сначала на одной
И другой немножко.

9.  «Сейчас мы отправимся в горы, чтобы совершить горное восхождение».

Дети  влезают  по  доске,  установленной  наклонно  с  опорой  одним концом на скамейку; проходят боком по скамейке, спрыгивают со скамейки через «трещину в скале» (начерченную линию). Перелезают через бревно или подлезают под него. Переходят по камешкам (тренажерам) через горный ручей. Проходят вдоль отвесной скалы по узкой тропинке (вдоль стены, повернувшись к стене лицом). Помогают друг другу в преодолении препятствий.

10.   «Мы взобрались на вершину горы, и облака плывут так близко к нам! Давайте полежим на облаках и отдохнем». Релаксация.