Вариативная программа «Урок Здравика»: опыт разработки образовательных программ дошкольного учреждения

18 Мар 2013, Автор: admin

Опыт разработки образовательных программ дошкольного учрежденияОПЫТ РАЗРАБОТКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВО 2-ой ЧАСТИ, ФОРМИРУЕМОЙ УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

«УРОК ЗДРАВИКА»

(2-ая часть общеобразовательной программы, формируемая участниками образовательного процесса)

 Опыт проектирования программы «Урок Здравика» составлен тьютором стажировочной площадки ИПК и ППРО ОГПУ Михеевой Еленой Владимировной по авторским материалам педагогов Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения №9 г. Кувандыка.

Вашему вниманию предоставлен опыт разработки образовательной программы дошкольного учреждения в части, формируемой участниками образовательного процесса, обобщенный в рамках федерального проекта «Модернизация муниципальных систем дошкольного образования»

Дополнительная образовательная программа «Урок Здравика» реализует направление физического развития детей и углубляет содержание образовательной области «Здоровье» ООП ДО за счет интеграции физического и умственного компонентов обучения дошкольников здоровому образу жизни.

Решение программных задач предполагается в непосредственной образовательной деятельности, в режимных моментах в совместной со взрослым и самостоятельной деятельности детей, во взаимодействии с семьями воспитанников.

НОД осуществляется в соответствии с вариативной частью учебного плана; проводится 2 раза в месяц во второй половине дня. Продолжительность НОД:

2 младшая группа – 15 минут

средняя группа – 20 минут

старшая группа – 25 минут

подготовительная группа — 30 минут.

Данная деятельность соответствует требованиям СанПин.

Новизна — программа ориентирована на использование различных оздоровительных технологий на одном занятии. В основу программы положено личностно-ориентированное обучение, где во главу становиться личность ребёнка, ее самоценность, признание ребенка главной действующей фигурой всего физкультурно-оздоровительного процесса.

Программа написана и систематизирована с учетом возрастных особенностей детей, включены фрагменты недельных тематик, составлен перспективный план работы по возрастным группам.

Главное — Выбор части программы, формируемой участниками образовательного процесса «Урок Здравика», обусловлен необходимостью создания такой системы работы ДОУ, при которой происходит интеграция физкультурно-оздоровительной деятельности в образовательную. В программу входят не только оздоровительные элементы, но и познавательные элементы, способствующие воспитанию личности на каждой ступени обучения, мотивации здорового образа жизни, социализации ребенка в обществе и раскрывает образовательную область «Здоровье». Область «Здоровье» в строгом смысле слова не является вполне образовательной, так как наряду с задачами психолого-педагогической работы по формированию культурно-гигиенических навыков и начальных представлений о здоровом образе жизни, предусматривает решение оздоровительных и профилактических задач, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей.

Структура Программы (2-ая часть общеобразовательной программы, формируемая участниками образовательного процесса) представлена:

  • пояснительной запиской (обоснование актуальности проблемы формирования навыков здорового образа жизни у дошкольников, необходимости углубления содержания образовательной области «Здоровье» для становления у ребенка позиции созидателя в отношении собственного здоровья и здоровья окружающих; определение периодичности непосредственно образовательной деятельности по освоению Программы; описание возрастных особенностей формирования осознанности в отношении здоровья, целеполагание, определение форм образовательной деятельности детей);
  • проектированием образовательной работы (решение образовательных задач в совместной деятельности педагога и детей (в процессе проведения режимных моментов и непосредственно образовательной деятельности); в самостоятельной деятельности  детей (в специально организованном здоровьесберегающем пространстве детского сада); в совместной деятельности с семьей (организация здоровьесберегающей среды в семье; семейная культура здоровья и физическая культура); тематическое планирование образовательной деятельности по программе);
  • содержанием образовательной работы по освоению программы (содержание разделов программы, интеграция содержания образовательной области «Здоровье» с образовательными областями «Коммуникация», «Познание», «Художественное творчество», «Физическая культура», «Безопасность»; методическое обеспечение программы);
  • планируемыми результатами освоения Программы (промежуточными и итоговыми: уровень развития интегративных качеств детей дошкольного возраста на возрастных этапах – 4, 5, 6, 7 лет);
  • системой мониторинга (использована система мониторинга Примерной основной общеобразовательной программы «Успех»).
  • литературой, используемой в процессе разработки Программы.

Цель и задачи программы.

Цель: Формирование у детей здоровьесберегающего поведения, устойчивой мотивации и потребности в сохранении своего здоровья и здоровья окружающих людей.

Задачи.

Обучающие:

  • сформировать у детей адекватное представление о человеке (о строении собственного тела);
  • помочь ребенку создать целостное представление о своем теле,
  • научить  » слушать» и «слышать» свой организм;
  • ознакомить с правилами поведения на улице, в быту;
  • научить ребенка обращаться с опасными для здоровья веществами;
  • познакомить детей с травмирующими ситуациями, дать представления о правилах ухода за больным (заботиться, не шуметь, выполнять просьбы и поручения).

Развивающие:

  • привить навыки профилактики и гигиены, первой медицинской помощи, развивать умение предвидеть возможные опасные для жизни последствия своих поступков для себя и своих сверстников;
  • развивать охранительное самосознание, воспитывать уважение к жизни другого человека, умение сочувствовать, сопереживать чужой боли;
  • формировать правильное поведение ребенка в процессе выполнения всех видов деятельности.

Воспитывающие:

  • осознать самоценность своей и ценность жизни другого человека;
  • формировать потребность в физическом и нравственном самосовершенствовании, в здоровом образе жизни.

Доступность — Программа может быть использована при организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста в дошкольных образовательных учреждениях, дополнительном образовании детей, в частных и семейных детских садах.

Результативность — Результаты освоения детьми содержания программы определяются уровнем развития интегративных качеств личности дошкольника. В системе мониторинга представлена динамика развития  интегративных качеств дошкольников с 3 до 7 лет.