Вариативная программа «Урок Здравика»: опыт разработки образовательных программ дошкольного учреждения
18 Мар 2013, Автор: adminОПЫТ РАЗРАБОТКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВО 2-ой ЧАСТИ, ФОРМИРУЕМОЙ УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
«УРОК ЗДРАВИКА»
(2-ая часть общеобразовательной программы, формируемая участниками образовательного процесса)
Опыт проектирования программы «Урок Здравика» составлен тьютором стажировочной площадки ИПК и ППРО ОГПУ Михеевой Еленой Владимировной по авторским материалам педагогов Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения №9 г. Кувандыка.
Вашему вниманию предоставлен опыт разработки образовательной программы дошкольного учреждения в части, формируемой участниками образовательного процесса, обобщенный в рамках федерального проекта «Модернизация муниципальных систем дошкольного образования»
Дополнительная образовательная программа «Урок Здравика» реализует направление физического развития детей и углубляет содержание образовательной области «Здоровье» ООП ДО за счет интеграции физического и умственного компонентов обучения дошкольников здоровому образу жизни.
Решение программных задач предполагается в непосредственной образовательной деятельности, в режимных моментах в совместной со взрослым и самостоятельной деятельности детей, во взаимодействии с семьями воспитанников.
НОД осуществляется в соответствии с вариативной частью учебного плана; проводится 2 раза в месяц во второй половине дня. Продолжительность НОД:
2 младшая группа – 15 минут
средняя группа – 20 минут
старшая группа – 25 минут
подготовительная группа — 30 минут.
Данная деятельность соответствует требованиям СанПин.
Новизна — программа ориентирована на использование различных оздоровительных технологий на одном занятии. В основу программы положено личностно-ориентированное обучение, где во главу становиться личность ребёнка, ее самоценность, признание ребенка главной действующей фигурой всего физкультурно-оздоровительного процесса.
Программа написана и систематизирована с учетом возрастных особенностей детей, включены фрагменты недельных тематик, составлен перспективный план работы по возрастным группам.
Главное — Выбор части программы, формируемой участниками образовательного процесса «Урок Здравика», обусловлен необходимостью создания такой системы работы ДОУ, при которой происходит интеграция физкультурно-оздоровительной деятельности в образовательную. В программу входят не только оздоровительные элементы, но и познавательные элементы, способствующие воспитанию личности на каждой ступени обучения, мотивации здорового образа жизни, социализации ребенка в обществе и раскрывает образовательную область «Здоровье». Область «Здоровье» в строгом смысле слова не является вполне образовательной, так как наряду с задачами психолого-педагогической работы по формированию культурно-гигиенических навыков и начальных представлений о здоровом образе жизни, предусматривает решение оздоровительных и профилактических задач, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей.
Структура Программы (2-ая часть общеобразовательной программы, формируемая участниками образовательного процесса) представлена:
- пояснительной запиской (обоснование актуальности проблемы формирования навыков здорового образа жизни у дошкольников, необходимости углубления содержания образовательной области «Здоровье» для становления у ребенка позиции созидателя в отношении собственного здоровья и здоровья окружающих; определение периодичности непосредственно образовательной деятельности по освоению Программы; описание возрастных особенностей формирования осознанности в отношении здоровья, целеполагание, определение форм образовательной деятельности детей);
- проектированием образовательной работы (решение образовательных задач в совместной деятельности педагога и детей (в процессе проведения режимных моментов и непосредственно образовательной деятельности); в самостоятельной деятельности детей (в специально организованном здоровьесберегающем пространстве детского сада); в совместной деятельности с семьей (организация здоровьесберегающей среды в семье; семейная культура здоровья и физическая культура); тематическое планирование образовательной деятельности по программе);
- содержанием образовательной работы по освоению программы (содержание разделов программы, интеграция содержания образовательной области «Здоровье» с образовательными областями «Коммуникация», «Познание», «Художественное творчество», «Физическая культура», «Безопасность»; методическое обеспечение программы);
- планируемыми результатами освоения Программы (промежуточными и итоговыми: уровень развития интегративных качеств детей дошкольного возраста на возрастных этапах – 4, 5, 6, 7 лет);
- системой мониторинга (использована система мониторинга Примерной основной общеобразовательной программы «Успех»).
- литературой, используемой в процессе разработки Программы.
Цель и задачи программы.
Цель: Формирование у детей здоровьесберегающего поведения, устойчивой мотивации и потребности в сохранении своего здоровья и здоровья окружающих людей.
Задачи.
Обучающие:
- сформировать у детей адекватное представление о человеке (о строении собственного тела);
- помочь ребенку создать целостное представление о своем теле,
- научить » слушать» и «слышать» свой организм;
- ознакомить с правилами поведения на улице, в быту;
- научить ребенка обращаться с опасными для здоровья веществами;
- познакомить детей с травмирующими ситуациями, дать представления о правилах ухода за больным (заботиться, не шуметь, выполнять просьбы и поручения).
Развивающие:
- привить навыки профилактики и гигиены, первой медицинской помощи, развивать умение предвидеть возможные опасные для жизни последствия своих поступков для себя и своих сверстников;
- развивать охранительное самосознание, воспитывать уважение к жизни другого человека, умение сочувствовать, сопереживать чужой боли;
- формировать правильное поведение ребенка в процессе выполнения всех видов деятельности.
Воспитывающие:
- осознать самоценность своей и ценность жизни другого человека;
- формировать потребность в физическом и нравственном самосовершенствовании, в здоровом образе жизни.
Доступность — Программа может быть использована при организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста в дошкольных образовательных учреждениях, дополнительном образовании детей, в частных и семейных детских садах.
Результативность — Результаты освоения детьми содержания программы определяются уровнем развития интегративных качеств личности дошкольника. В системе мониторинга представлена динамика развития интегративных качеств дошкольников с 3 до 7 лет.