Музыкальная акварель общения (Вальдорфский детский сад)

16 мая 2014, Автор: admin

valfdorskiy-4Современного человека окружает постоянно звучащий мир – магнитофонные записи, доносящаяся с телеэкрана и видео речь. Но все эти чудеса не сделали человека красиво и правильно говорящим, не изменили его речь в лучшую сторону. Наша взрослая речь бедна, некрасива, неинформативна, все менее окрашена интонационно. Все больше проблем с речью у детей. Никакая техника никогда не заменит ребенку живого человеческого общения.

Но как выглядит порой наше «человеческое общение»? «Так, все за стол. Все идем одеваться».

Со стороны это выглядит даже агрессивно, как будто взрослый ругает детей.  Для нас же это обычная бытовая ситуация. А для детей? И вот они уже не реагируют на спокойный голос, им нужен крик, чтобы они услышали.

Ребенок ярко воспринимает речь, слово взрослого. Малыши, приходя в детский сад, часто еще очень мало говорят. Их словарный запас активно наращивается и развивается непосредственно в общении с детьми и педагогами. Поэтому речь взрослого должна быть ясной, красивой, теплой, немного сказочной, с образными словами и выразительными оборотами, разнообразно  мягко интонированной, раскрашенной. Этого в практике детского сада сегодня, к сожалению, почти нет. Этому надо учиться специально.

Для трех-четырехлетних очень хорошо, когда воспитатель много поет. Петь можно везде и всюду, про все, что вы делаете. По принципу «что вижу-то пою». Это присуще и самим детям. Важно, чтобы слова и мелодия были просты. Текст может варьироваться, мелодия повторяться.

Воспитатель вместе с детьми убирает группу. Взрослый подметает и поет:

  • Вот я тетушка метла,
  • К вам веселая пришла.
  • Никогда не устаю,
  • Подметать люблю, люблю.

Если кукол расставляют по местам, укладывают спать и поют колыбельную.

  • Баиньки побаиньки,
  • Пойдемте со мной, заиньки.

(Можно называть любые игрушки, которые надо расставить по местам: лошадки, машинки).

  • Баюшки, баюшки,
  • Засыпают заюшки.

Завороженные пением, дети включаются в уборку – вот поют про зайчиков – и они ищут в комнате зайчиков и бережно несут их в дом. Поют про метлу – и вот уже метла в руках. И не потребуется отрывать детей от игры окриком.

Уборка не должна быть для ребенка нудным делом, которое надо выполнять по принуждению взрослого. Конечно, со временем она станет его обязанностью, но хорошо  бы, если радостной обязанностью. Как этого добиться? Детям очень близки превращения и тайны. Они ждут чуда, потому что именно так они видят и воспринимают мир. Для них каждый шаг – открытие. Дети хотят играть и с удовольствием перевоплощаться в кого-либо, например,  в лошадок, а воспитатель говорит: «Вот эта лошадка отвезет тряпочки в корзину. А вот эта – куклу в кроватку». Игрушки, куклы уходят в свои уголки – поспать и отдохнуть. Детям понятно из опыта их собственной жизни, что если лег спать, то трогать тебя нельзя. И ребенок уже возьмет игрушку, ему всегда можно сказать: куклы спят, не трогай, пожалуйста. Кукла для ребенка – образ человека. То, как малыш обращается с куклой, отражается на том, как он общается с другими людьми. Постепенно лошадки (машинки, верблюды) развозят игрушки по местам. Дети не встают на четвереньки, не надевают специальные костюмы – они превращаются.

При этом маленьким детям часто нужно показывать, куда именно убрать предмет. Они еще не так хорошо ориентируются в игровом пространстве, как старшие. Ребенок может идти со сложенной тканью, чтобы положить ее в корзину, что-то встретить на пути, и совершенно забыть о том, куда и зачем он шел. Очень важно сопровождение воспитателя. Воспитатель непременно наблюдает за малышом и в какой-то момент видит – зачарованный странник остановился. Тогда следует подойти к ребенку, направить его взгляд в нужную сторону, помочь жестом.