Воспитание детей дошкольного возраста (Вальдорфский детский сад)

14 Май 2014, Автор: admin

valfdorskiyПервое семилетие можно назвать первой единой ступенькой детства. Именно в это семилетие закладывается основа физического здоровья на всю жизнь. Единство в том, что главное средство воспитания в этом возрасте – жесты- жесты физические, жесты речи, жесты мышления (то морально-нравственное начало, что стоит за словом, действием, поступком взрослых). Единство в том, что главные учителя ребенка – подражание и пример.

Ребенок учится не столько путем наставления, сколько путем подражания. Эта точка зрения, в отличие от обычных воззрений на воспитание, освещала работу вальдорфского движения. Если ребенок действительно учится через подражание, то первое что нужно сделать взрослому в окружении детей, — это вести себя естественно и выжидать, как на это отреагирует каждый ребенок в отдельности, а не начинать с какой – либо определенной методики или правил. Нужно с внутренним участием следить за поведением и действиями ребенка, стараться почувствовать натуру ребенка, предоставив при этом детям полную свободу в восприятии и осмыслении жизни.

Важно вмешиваться только тогда, когда это совершенно необходимо и когда опыт взрослого является предпосылкой правильных действий в определенной ситуации. Основанная на этом работа воспитателя не сковывается какой-либо системой: наоборот, ему предоставляют неограниченную свободу действия. И тут в полном объеме нужно призвать на помощь индивидуальную инициативу и непосредственную линую активность воспитателя, относящегося с любовью к своей работе и детям.

В вальдорфском детском саду группы разновозрастные. Малыши всегда рядом со старшими. Распахнутыми глазами они наблюдают за тем, как старшие строят, играют, делают красивые вещи рядом с воспитателем. Нередко старшие включают малыша в игру как пассивного участника, который послушно и радостно делает все, что ему говорят: «Ты наш ребенок, мы ведем тебя гулять. А сейчас ложись спать». Малыши с удовольствием играют роли кошек или собак, которые лежат на коврике, а старшие дети их гладят, кормят… Получается, что ребенок сам не играет? Нет, он играет, но играет относительно пассивно, созерцая, или ведомый теми, чья фантазия бьет ключом и жизненный опыт больше. Став старше, ребенок может в точности повторять те игры, которые видел, наблюдая за старшими.

В такой группе малыши имеют возможность жить в том мире, который им сейчас необходим – спокойном, созерцательном, подражательном. С другой стороны, это мир естественно обучающий. Когда ребенка поправляют, делают замечания, учат житейским хитростям дети, это гораздо более естественно запечатлевается в нем, чем нотации и поучения со стороны взрослого. Можно стать очень талантливым воспитателем, но нельзя стать ребенком. У взрослого нет детских сил фантазии, игры, творчества в той мере, в которой они присутствуют в ребенке.