Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию дошкольников

31 Мар 2013, Автор: admin

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию дошкольниковКонспект непосредственной образовательной деятельности предназначен для реализации познавательно-речевого направления развития дошкольников с учетом внедрения регионального компонента. Доминирующей образовательной областью выступает «Чтение художественной литературы».

Ф.И.О., должность педагога: Назарова Рина Николаевна, воспитатель МБДОУ № 190 г. Оренбурга.

Тема: Добро и красота в сказке С.Т. Аксакова «Аленький цветочек»

Возрастная группа: подготовительная

Цель: формировать у детей интерес и потребность в чтении волшебных сказок, а также умения воспринимать их как произведения устного народного творчества.

Задачи:

1. Воспитывать  любовь к народным сказкам, к красоте и многообразии выразительной речи, нравственные качества детей, чувство патриотизма.

2. Развивать литературную речь, художественное восприятие, эстетический   вкус, творческое воображение.

3. Способствовать осознанию общечеловеческих ценностей добра и красоты, сформулировать понимание центрального образа сказки «Аленького цветочка» как символа любви, добра и красоты.

Работа над словарем: ключница, алый, умиротворение, символ, ценность.

Приемы руководства деятельностью детей в НОД:

1. Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей:комментирование, коммуникативная игра, создание проблемной ситуации, развивающая среда, анализ, выводы.
2. Приемы активизации деятельности детей в процессе НОД: прием вхождения в сказку , комментирование, моделирование.
3. Приемы организации практической деятельности детей в процессе НОД: определение и демонстрация способов изготовления продуктов  творческой деятельности детей.
4. Приемы поддержания интереса у детей: ситуация выбора, планирование, физкультминутка, музыкальное сопровождение, смена видов детской деятельности.
5. Приемы оценки и самооценки: поощрение с педагогом , с родителями, со сверстниками, определения качества продукта деятельности.

Создание среды для организации и проведения НОД: проектор мультимедиа.

Виды детской деятельности в НОД: игровая, коммуникативная, трудовая, познавательно-речевая, продуктивная, музыкально-художественная, чтение художественной литературы.

Планируемые результаты:

Личностные: развитие у воспитанников интереса к своему родному краю.

Интеллектуальные: проявление эмоциональной отзывчивости в деятельности и общении со взрослыми и сверстниками; воспитание нравственных качеств; умение воспитанников решать интеллектуальные и личностные задачи; формирование универсальных предпосылок к учебной деятельности; расширение и активизация словарного запаса

Физические: сформированные умения действовать самостоятельно.

Критерии оценки деятельности детей в НОД:

1. Активность(ребенок задает вопрос)
2. Самостоятельность (активно участвует)
3. Взаимодействие со сверстниками и взрослым(проявляет самостоятельность)
4. Сопереживание(обращается за помощью к взрослому и детям и оказывает ее своим сверстникам
5. Деятельность (сопереживает)
6. Проявление волевых усилий(эмоционально реагирует)
7. Самооценка (соподчиняет мотивы)
8. Проявляет волевое усилие
9. Аргументирует самооценку

Интеграция образовательных областей:

Области Интеграция Решаемые задачи
Познание Рассматривание фотографий, картинок, слайдов. Знакомство с краткой биографией писателя. Развивать интерес к личности, к миру предметов и вещей. Принимать активное, заинтересованное участие в образовательном процессе
Социализация Практические действия с картой-схемой,знакомство с фактами биографией писателя. Приучать решать личностные задачи (проблемы),адекватные возрасту, применять самостоятельно усвоенные знания. Развивать умения самостоятельно действовать, рассуждать,  при затруднениях обращаться, к взрослому за помощью.
Коммуникация Беседа о добре, о зле, а так же  о достопримечательностях родного края, составление рассказов из личного опыта. Учить использовать владеть конструктивными способами взаимодействия с детьми,  взрослыми. (договариваться, обменивается предметами, помогать друг другу в процессе труда); Прививать умения планировать свои действия, на основе представлений.
Музыка Классическая музыка Воспитывать эмоциональное восприятие художественного произведения. Проявлять эмоциональную отзывчивость в общении.
Труд Изготовление из пластилина аленького цветочка. Развивать творческое воображение, деятельность. Создание продукта своего творчества через эмоциональное восприятие художественного произведения. Воспитывать нравственные качества: взаимопомощь,бережное отношение к результатам своего труда.
Художественное творчество Рассматривание фотографий, прослушивание музыкального произведения. Прослушивание рассказ из жизненного опыта, пересказ отрывка сказки. Развивать у детей творческие способности, воображение и индивидуальное самовыражение при изготовлении аленького цветочка. Прививать чувства эмпатии.
Физическая культура Физминутка Соблюдать элементарные правила здорового образа жизни. Совершенствовать мелкую моторику рук.
Чтение художественной литературы Отрывки сказки Формировать умения делать выводы, умозаключения
Безопасность Работа с пластилином Воспитывать бережное отношение к результатам своего труда.

 План НОД

1. Вводная часть: 5 мин.

Создание проблемной ситуации
Создание мотива для деятельности детей
Определение цели
Анализ
Выводы

2. Основная часть: 22 мин.

Комментирование, беседа, образец(модель)
Составления рассказа из личного опыта, рассматривание картины, беседа по её содержанию о красоте внутренней и внешней.
Физкультминутка.
Определение способа изготовления продукта творческой деятельности детей.

3. Заключительная часть: 3 мин.

Оценка деятельности детей и самооценка.
Подведение итогов НОД

Длительность НОД — 30 минут.

Ход непосредственно образовательной деятельности

 1 . Вводная часть.

По предварительно прочитанному произведению.(Звучит музыка, дети садиться на стулья малахитового цвета.Они загадочно  улыбаются.)В: Какая необычная музыка. Давайте ещё послушаем! (Звучит музыка, постепенно затихая) пауза.

В: Смотрит на реакцию детей.

Д: А что это?

В: Я то же мало, что понимаю, но происходить что то волшебное.

Д: (Подхватывая и развивая мысль, начинают высказывать сове мнение.)

Что то напоминает сказку.

В: Я согласна с вами. На чем это вы сидите?

Д: ( недоумевают)

 Да это красивые стулья,  при горки покрытые травой.

В: А я думаю, что это уральские камни самоцветы: малахиты, граниты, яшма. Они так называются. Это богатство нашего края, они красивые, и люди украшают ими свои дома, и делают из них украшение. Они вместе с нами находятся в мире, в котором мы живем.

А какой это мир? Добрый или злой?

Д: Иногда добрый, иногда злой. Вот, например мы знаем про огонь. Он бывает добрым, бывает злым. Вода: ею можно напиться, но вода может причинить и много зла.

В: Молодцы, спасибо.

А теперь посмотрите вокруг себя, кто то говорил про сказку. Да сегодня к нам в гости пришла сказка. И хочет вас ещё чему-то научить. Давайте вспомним слова: « Сказка ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок.»

Слайд (№1)

В: Ребята, вы догадались, о какой сказке мы будем говорить сегодня?

Д: (глядя на слайд) «Аленький цветочек»

В: А ещё ребята, эта сказка называется: «Сказка Пелагеи Ключницы » написал её С. Аксаков, детство которого проходило в нашем крае.

Эту сказку тогда ещё маленький Серёжа услышал от Пелагеи Ключницы. И эта история ему запомнилась на всю жизнь.

В: Какое самое главное событие этой сказки?

Д: Младшая дочь купца попадает в дивный красоты сад, спасая своего отца от гибели.

Слайд (№2,3,4)

Жила она в золотом дворце с мраморными лестницами, слушала пение птиц, звучала дивная музыка. Красавица там жила как царица.

Но хозяином всей этой красоты было страшное чудовище, чудище морское. Увидев которого однажды, девушка лишилась чувств. Но её это не остановило, страх перед уродством чудовища она преодолела, потому что вокруг была красота.Ведь чудище морское было страшно только внешне, а в нутре это был добрый и светлый мир. И после этого между ними установились дружеские отношения. По вечерам они долго друг с другом беседовали.

Слайд (№5)

Зачитывается отрывок из сказки.

В: беседуя по иллюстрации, дети заметили  среди этой красоты рос и цвел прекрасный алый цветок.

В: Этот цветочек стал символом их дружбы, доброты и привязанности друг к другу.

Слайд (№6) аленький цветок.

В: Как называется в сказке цветок?

Д: Аленький цветочек

В: Правильно! Алый – это цвет доброты, тепла, красоты. А это драгоценные качества человека. Что произошло дальше в сказке?

Д:  Красавица отпросилась у чудища навестить отца, пообещав вернуться в срок. Но задержалась. А вернувшись обнаружила среди красоты сада  увядающее чудище с завядшем цветком в руках.

Красавица разрыдалась.

В: А почему она разрыдалась?

Д: Ей было жалко его. Потому что он добрый, не причинял ей зла, а поддерживал её. Относился к ней с любовью.

Слайд (№7) Беседа по содержанию слайда

Д: Но чудище не умерло а превратилось в прекрасного принца, который вышел к рыдающей красавице с аллельным цветочком в руках.

В: Так чему нас учит эта сказка?

Д: Быть добрым ко всем людям, даже если внешне ты не очень привлекателен.

В:  Теперь закройте глаза, глубоко вздохните, мы почувствуем, какой аромат веет, от маленького цветка. Если хотите покажите мимикой лица, нравиться вам этот аромат или нет, ещё раз вздохните руки приложите к голове, закачайте головой восхищаясь прекрасным ароматом, а теперь покачаемся как цветочек от легкого ветерка.

Сейчас я предлагаем вам слепить из пластилина ваш  сказочный аленький цветочек.

Д: Лепят из пластилина.

Организуется выставка.

В: И так встретившись с героями сказки мы научились чему?

Д: Добро и красота живут рядом и они сильнее зла. И мы то же должны быть добрыми, отзывчивыми, любить других людей.

В: Молодцы, спасибо!

2. Основная часть.

Д: Научит быть добрыми.

В: Молодцы. Верно.

Д: Сказка называется «Аленький цветочек».

Ставится  картинка с изображением мальчика, который разгуливает по

деревенской улице.

В: Ребята,а вы догадываетесь о том, что это за мальчик?

Д: Это Аксаков в детстве.

В: Вы правы. В детстве Серёжа Аксаков любил, когда ему читали или рассказывали сказки, истории из жизни. Мальчик внимательно слушал, а потом размышлял. Так как Серёжа рос в богатой семье, то в доме, во дворе работали простые люди С ними мальчик охотно общался. Но самой удивительной была ключница Пелагея. Она-то и поведала мальчику удивительную историю о чудище морском и красавице. Став писателем, Аксаков пересказал эту историю и записал ее в виде сказки. Аксаков рос в Башкирии, совсем недалеко от наших мест. Нас с вами тоже окружает такая же природа, красивая и богатая. Вам хочется описать нашу природу? Кто желает? Можно описать лес или отдельные деревца, цветок, небо, поле, а в помощь вам будут карты, которые лежат перед вами.

Д:  1) рассказ «Описание зимнего леса»;

2) описание своего зимнего сада;

3) описание цветка- «Анютины глазки».

В: Замечательно вы нам сейчас описали красоту родной природы, спасибо.

В: Зачитывает отрывок- описание цветочка аленького, демонстрируя слайд «Аленький цветочек» в дивном лесу: «Ходил он мало ли , много ли времени-невидимо: скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается» И вдруг видит он, на пригорочке зелёном, цветок цвету алого, красоты невиданной и не слыханной, что ни в сказке сказать ни пером написать.

…Запах от цветка по всему саду ровно струя бежит.

В: Показывая на иллюстрацию ведет беседу: «красиво?»

Д: Да, очень красиво.

В: А если закрыть глаза и глубоко вздохнуть, то мы почувствуем, какой аромат веет от цветочка. Если хотите покажите мне мимикой лица, нравится ли вам этот запах. Ещё раз вздохнули, руки приложили к голове, закачали головой, восхищаясь, упиваясь ароматом.

А теперь покачивааясь как травинка от лёгкого ветерка.

В: А вокруг красиво? (меняется слайд на диковинный лес).

Д: Описывают иллюстрацию. ( золочёные терема с большими мраморными ступенями, вокруг невиданной красоты деревья райские, птицы летают вокруг, поют дивные песни).

В: А кто хозяин всего этого умиротворения?

Д: А хозяин зверь лесной, чудище морское. Он страшный, ревет по звериному.

В: Да, да жутко встреть в лесу его. А вот дочка младшая увидев его испугалась.

Д:Да она даже лишилась чувств, услышав его негромкий рёв.

В: А как жилось девушке у зверя лесного, чудища морского?

Д: (Пересказывают из сказки отрывки где описывается спокойная жизнь).

В: А как бы вы повели себя,оказавшись в таком райском уголке, но встретив это чудище?

Д: (Отвечает сначала мальчик, потом девочка).

В: Что произошло дальше в сказке?

Д: Девушка перестала бояться чудище и они даже стали беседовать друг с другом (слайд). Чудище перестало ей казаться таким устрашающим и даже понравилось красавице.

В: А почему?

Д: Потому что он добрый, никому не причинял зло. Злое существо не могло вырастить такой красивый сад, слушать пение райских птиц.

В: К чему мы с вами пришли? Красота может быть внутренней и неважно, что ты некрасивый, не такой как другие тебя все равно можно любить.

Чем заканчивается сказка?

Д: Девушка, вернувшись из дома видит умирающего зверя, в руках которого был завядший цветок (слайд). Красавица искренне жалеет, плачет и от этого чудище оживает и превращается (это и есть волшебство) в прекрасного принца.

В: Сказка закончилась. Намёк нашей сказки каков?

Д: Красота и добро сильнее зла.

В: А сейчас слепите аленький цветочек из пластилина.

3. Заключительная часть.

В: Интересно! Как озеро называют? (Развал) Провожу анализ: что интересного вы узнали?

Дети: Хлеб бывает разный и даже с семечками (зернами). Всем нужна вода и хлеб. Соленое озеро «Развал»

В: В чем проявилась ваша дружба, взаимопонимание

Д: Мы все делали вместе, сообща

В: А теперь сюрприз! Липовый чай для здоровья и булочка «кренделек». Будем кушать в группе. Почему?

Д: Грязные руки, надо сначала помыть; кушать надо аккуратно за столом, не сорить

В: Всего доброго. Молодцы!

.

Оптовый магазин Le Roya предлагает по доступным ценам детские комплекты нижнего белья, удобные, из качественных материалов, приятных расцветок. Предлагаемые комплекты обеспечат комфорт и здоровье Вашему малышу.

рассказать друзьям и получить подарок