Познание ребенком окружающего мира через экспериментальную деятельность

27 Дек 2013, Автор: admin

Дорогие друзья! Сегодня мы открываем цикл статей, посвященных организации детского экспериментирования в детском саду. Данный вид деятельности не только очень любим детьми, но и имеет огромные воспитательные возможности, и не использовать его в образовательных отношениях с ребенком просто недопустимо. В наших публикациях мы еще раз обратимся к значению экспериментальной деятельности в становлении интеллектуальной культуры и личности дошкольника, к практическим аспектам организации подобной работы с детьми.

Потребность в новых впечатлениях – одна из важнейших потребностей ребенка дошкольного возраста, так как по мере роста и развития малыша она преобразуется в познавательную потребность, становится основой учебной деятельности и способствует развитию других потребностей малыша. Удовлетворение потребности в новых впечатлениях приводит к возникновению и развитию ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности, которая также помогает ребенку познавать окружающий мир. Опыты и эксперименты способствуют более детальному и эффективному познанию ребенком окружающего мира в целом, познанию мира живой и неживой природы, установлению причинно-следственных связей. Накопление и обогащение опыта взаимодействия с окружающим миром способствует развитию и активизации познавательных интересов ребенка.

Деятельность экспериментирования, в отличие от любой другой, имеет свою значительную специфическую особенность. Она связана с неопределенностью цели деятельности, которая в ходе поиска проясняется и уточняется. Неустойчивость цели влияет на действия ребенка во время экспериментирования. Они становятся пробующими, предполагают готовность ребенка к любому, даже самому неожиданному результату. За счет этого повышается эффективность познания ребенком доступных ему предметов и явлений и экспериментирования становится достаточно эффективным средством обучения дошкольников.

Зарождающая в раннем детстве исследовательская деятельность может поначалу показаться просто бессмысленным взаимодействием ребенка с различными предметами. Однако, это не так. Подобное экспериментирование помогает ребенку осознать цвет, форму, назначение предметов, освоить сенсорные эталоны и простейшие орудийные действия. В процессе манипуляции с предметами и осознания сути собственных действий происходит познание ребенком окружающего мира и становление интеллектуальной культуры.

С самых первых дней жизни ребенок оказывается в окружении разнообразных явлений неживой природы (ветер и солнце, хруст снега и капли дождя), действует с объектами неживой природы (камни, песок, вода). Все это становится сферой жизнедеятельности ребенка, объектами не только игр, но и наблюдений. Данная особенность дошкольника дает возможности для организации систематической и целенаправленной работы по ознакомлению дошкольников с явлениями окружающего мира.

.

В холодные зимние дни так хочется летнего солнца и тепла. Окунуться в летнее настроение поможет постельное белье от компании ВладЛен http://vladlen37.ru/. Здесь для Вас высококачественные мягкие, нежные и уютные комплекты постельного белья, пледы, полотенца и многое другое, что порадует Вас и станет отличным подарком близким.