Становление экологического сознания дошкольника

30 Окт 2014, Автор: Anastasiya

Становление экологического сознания дошкольникаНесмотря на то, что дарами природы человечество привыкло пользоваться с начала времен, относиться к ним с благодарностью стали относительно недавно. На обучающих занятиях по экологии, ориентированных на становление экологического сознания дошкольников  детей учат относиться к природным богатствам с уважением и трепетом. Ребята должны понять, что бездумное потребление может привести к серьезным проблемам. На интересных практических уроках они учатся охранять животный и растительный мир, сводя к минимуму пагубное влияние человека. Дети строят кормушки, чтобы птицам и мелким животным, вроде белок, было чем питаться зимой. А еще они с энтузиазмом участвуют в акциях по очистке парков и скверов от мусора или в различных проектах по озеленению города. Благодаря такой методике преподавания экологии, дети учатся сопереживать всему, что их окружает, стараясь сохранить хрупкое равновесие между природой и человеком. Ребятишки с раннего возраста начинают понимать ценность каждого творения.

Безусловно, при работе с малышами педагоги часто используют игровой элемент. Познавательный процесс для них должен быть неразрывно связан с игрой, чтобы максимально заинтересовать дошкольников и подтолкнуть их к самообразованию. Экологические игры помогают ребятам лучше разобраться в хитросплетениях природных явлений и развить способность рефлексировать над существующими проблемами окружающего мира. Дети познают природу, читая литературные произведения, слушая музыку и создавая различные поделки – вышивки, аппликации, игрушки. Они учатся собирать гербарии и составлять букеты, вкладывая в эти занятия особенный смысл. Они учатся видеть шедевр в каждом упавшем листке или причудливо изогнутой ветке. Это помогает сформировать у детей экологическое мышление, выраженное желанием сохранить природные богатства.

С каждым новым занятием по экологии, процесс обучения должен слегка усложняться, считают эксперты. Дети не выносят монотонности. Она навевает скуку и отбивает все желание познавать что-либо. Поэтому детей следует ненавязчиво направлять, ставя перед ними все новые и новые задачи по исследованию окружающего мира. Таким образом, они учатся сначала самостоятельно преодолевать сложности, а затем и задумываться над решением новых проблем. Дети вырабатывают аналитическое мышление и учатся выражать свои мысли, доказывать это мнение, вступать в полемику. Иными словами, они учатся размышлять, а эта способность никогда не будет лишней.

Детальное изучение аспектов экологии методом практических занятий способствует становлению экологического сознания дошкольников, помогает ребятишкам осознать свое место в мире живой природы и возможность повлиять на нее различными способами. Исследуя окружающий мир, дети начинают задумываться о последствиях каждого принятого ими решения или каждого поступка.

Эффективность методики вовлечения  детей в процесс изучения проблем экологии была подтверждена экспериментальной группой. Дошкольники, опытным путем познающие все нюансы этой науки, знают и понимают гораздо больше, чем дети, посещающие обычные занятия по окружающему миру. Специальная образовательная методика помогает сформировать у ребенка чувство единства с миром вокруг. Он готов прислушиваться к проблемам природы и искать пути их решения. Конечно, малыши еще не могут влиять на судьбу целого мира, но зато они понимают, что когда такая возможность представится, необходимо тщательно оценить свои силы. Их посильная помощь природе станет наилучшим доказательством отличного воспитания.