Экологическая деятельность дошкольников

28 Окт 2014, Автор: Anastasiya

Экологическая деятельность дошкольниковБезусловно, современные дети несколько иначе воспринимают мир живой природы, поскольку не осознают его устройство и свое место в этом мире. Поэтому очень важно познакомиться с экологией с самого раннего возраста. Занятия у дошкольников обычно проходят в форме практических уроков, где большая часть времени отведена на самообучение. Дети самостоятельно составляют план деятельности по освоению интересующих его разделов науки об окружающем мире. Они определяют себе цель, то есть результат, к которому необходимо прийти, и несколько этапов, благодаря которым цель будет, в конечном счете, достигнута. Дети учатся анализировать исходные данные и прогнозировать, какие действия приведут к искомому результату. В своих практических занятиях они учатся применять накопленные знания и опыт. Этот же алгоритм лежит в основе классического исследования.

Основной принцип занятий экологией с детьми дошкольного возраста лежит в том, чтобы заинтересовать их. Для этого используют различные виды обучения. Дети участвуют в наблюдениях за объектами живой природы, фиксируя их с помощью рисунков, поделок, макетов или даже музыки. Такие занятия выделяются из привычных уроков и помогают наиболее эффективно привить ребенку понимание этой естественной дисциплины. Благодаря своей вовлеченности в процесс обучения, дети не только приобретают новые знания и опыт общения со сверстниками, но и более четко осознают свою способность влиять на окружающий мир и формировать реальность. Практические уроки иначе называют экологической деятельностью дошкольников. Эта деятельность всегда предполагает принцип моделирования различных ситуаций, связанных с природоохранной, восстановительной или воспитательной деятельностями общества.

Выделяют несколько направлений деятельности, направленной на изучение экологии. Во-первых, это познавательная деятельность, смысл которой состоит в приобретении информации о мире природы. Знания получают путем исследования различных объектов и тщательного анализа результатов. Дети устанавливают связь между тем или иным явлением и учатся делать правильные выводы. Во-вторых, существует экологически ориентированная деятельность, направленная на изучение проблем окружающей среды. Ребятишки учатся сопоставлять человеческую деятельность с тем, какое влияние она оказывает на природу, соотносить местные экологические проблемы с общемировыми. В-третьих, это практическая экология, которая учит ребенка предпринимать конкретные действия по решению каких либо задач, связанных, например, с охраной или с восстановлением объектов живой природы. Классический пример этой составляющей экологической деятельности — уход за растениями в небольшом лабораторном садике.

В зависимости от характера, способностей и интересов, дети смогут выбрать наиболее подходящий метод знакомства с окружающим миром и проблемами, которые его разрушают. Это позволит ребятишкам не просто вызубрить основные составляющие экологии, но и понять эту науку, углубившись в наиболее интересные и важные ее аспекты. Подобное самообучение является наиболее эффективным способом освоения природных загадок, поскольку ребенок заинтересован в том, чтобы проникнуть в тайны экологии максимально глубоко. Безусловно, такое рвение и полученный в процессе изучения предмета опыт будут полезны не только для экологии. Практические занятия этой наукой через экологическую деятельность дошкольников помогут сформировать экологическое сознание, которое будет накладывать особенный отпечаток на образ жизни и мышления ребенка по мере его взросления.