О проблеме социального развития личности дошкольников

08 Май 2014, Автор: admin

В процессе педагогической диагностики и наблюдения за вос­питанниками ДОУ в детских видах деятельности, обнаруживается, что дети не умеют общаться друг с другом, уважительно относиться друг к другу, договариваться, принимать совместные решения, осуществлять совместную деятельность.

Социальное развитие личности дошкольников осуществляется в деятельности, и в ней растущий человек проходит путь от саморазличения, самовосприятия через самоутверждение к самоопре­делению, социально ответственному поведению и самореализа­ции, поэтому особое внимание следует уделиять организации совместной партнерской деятельности детей.

Во-первых необходимо обеспечить условия «для пространственного и временного со­присутствия детей, создающего возможности непосредственного личного контакта между ними в плане обмена действиями и об­мена информацией»:

Для этого продумывается организация детей для совместного общения и взаимодействия в заданном пространстве (зал, участок, группа). На­пример: разложить маты в физкультурном зале, подмести веранду; расширяется содержание совместной деятельности (предмет­ная, трудовая, познавательная, художественная, речевая, музы­кальная и т. п.); дети привлекаются к участию в совместной деятельности, которая предполагает естественный переход от самостоятельной детской деятельности к мотивированной совместной де­ятельности с педагогом (главное — добровольное участие детей с постепенным подключением или наблюдением со стороны); обеспечивается наличие достаточного (количество, вариа­тивность) материала (вдруг участие примет вся группа) и про­думывается его размещение (для включения каждого ребенка) с уче­том индивидуальных и половозрастных особенностей. Например, приобретение трудового инвентаря.

Во-вторых следует отметить общую цель, отвечающую запросам и интересам всех детей группы, предвосхищающую результат, опыт общения, интересы и способы реализации потребностей каждого из участ­ников. Дети с удовольствием участвуют в инсценировках стихов, потешек, песен, сказок, рассказов.

Можно ввести следующие правила: уважительно относится друг к другу, до­говариваться, вместе распределять роли, слушать и принимать советы сверстников и взрослых, делиться друг с другом игруш­ками, информацией, оказывать помощь друг другу, радоваться успехам других детей.

Возможно использование проблемных ситуаций, в которых детям прихо­дется сотрудничать: одна коробка карандашей, один лист бума­ги, одна книга, один конструктор. И снова правило: каждый день кто-то из детей группы становится «королем (королевой) группы  и принимает решения для пользы всего детского коллектива. В конце дня дети отмечают, понравился или не понравился им король и почему.

Каждый день детям даются поручения, которые требуют объединения детей в пары, тройки, пятерки. Ответственность за результат несут все вместе. В процессе подобной работы дети учатся расширять и объединять сюжеты сюжетно-ролевых игр, формировать ролевое взаимодействие, ролевые диалоги.

Для каждого ребенка группы создается ситуация успеха, через рас­сказы о хорошем, что есть в каждом из них, использование игр типа «Похвали своего друга», «Похвали себя».

Кроме того, создаются условия для формирования коллектива родителей: семьям предлагается поучаствовать в конкурсах, в орга­низации детских праздников. Родители воспитанни­ков привлекаются к участию в праздниках, досугах, где транслируется позитив­ный образ их ребенка.