О проблеме социального развития личности дошкольников
08 Май 2014, Автор: adminВ процессе педагогической диагностики и наблюдения за воспитанниками ДОУ в детских видах деятельности, обнаруживается, что дети не умеют общаться друг с другом, уважительно относиться друг к другу, договариваться, принимать совместные решения, осуществлять совместную деятельность.
Социальное развитие личности дошкольников осуществляется в деятельности, и в ней растущий человек проходит путь от саморазличения, самовосприятия через самоутверждение к самоопределению, социально ответственному поведению и самореализации, поэтому особое внимание следует уделиять организации совместной партнерской деятельности детей.
Во-первых необходимо обеспечить условия «для пространственного и временного соприсутствия детей, создающего возможности непосредственного личного контакта между ними в плане обмена действиями и обмена информацией»:
Для этого продумывается организация детей для совместного общения и взаимодействия в заданном пространстве (зал, участок, группа). Например: разложить маты в физкультурном зале, подмести веранду; расширяется содержание совместной деятельности (предметная, трудовая, познавательная, художественная, речевая, музыкальная и т. п.); дети привлекаются к участию в совместной деятельности, которая предполагает естественный переход от самостоятельной детской деятельности к мотивированной совместной деятельности с педагогом (главное — добровольное участие детей с постепенным подключением или наблюдением со стороны); обеспечивается наличие достаточного (количество, вариативность) материала (вдруг участие примет вся группа) и продумывается его размещение (для включения каждого ребенка) с учетом индивидуальных и половозрастных особенностей. Например, приобретение трудового инвентаря.
Во-вторых следует отметить общую цель, отвечающую запросам и интересам всех детей группы, предвосхищающую результат, опыт общения, интересы и способы реализации потребностей каждого из участников. Дети с удовольствием участвуют в инсценировках стихов, потешек, песен, сказок, рассказов.
Можно ввести следующие правила: уважительно относится друг к другу, договариваться, вместе распределять роли, слушать и принимать советы сверстников и взрослых, делиться друг с другом игрушками, информацией, оказывать помощь друг другу, радоваться успехам других детей.
Возможно использование проблемных ситуаций, в которых детям приходется сотрудничать: одна коробка карандашей, один лист бумаги, одна книга, один конструктор. И снова правило: каждый день кто-то из детей группы становится «королем (королевой) группы и принимает решения для пользы всего детского коллектива. В конце дня дети отмечают, понравился или не понравился им король и почему.
Каждый день детям даются поручения, которые требуют объединения детей в пары, тройки, пятерки. Ответственность за результат несут все вместе. В процессе подобной работы дети учатся расширять и объединять сюжеты сюжетно-ролевых игр, формировать ролевое взаимодействие, ролевые диалоги.
Для каждого ребенка группы создается ситуация успеха, через рассказы о хорошем, что есть в каждом из них, использование игр типа «Похвали своего друга», «Похвали себя».
Кроме того, создаются условия для формирования коллектива родителей: семьям предлагается поучаствовать в конкурсах, в организации детских праздников. Родители воспитанников привлекаются к участию в праздниках, досугах, где транслируется позитивный образ их ребенка.