Ознакомление детей с профессиями взрослых: обобщение передового педагогического опыта

01 Мар 2013, Автор: admin

Ознакомление детей с профессиями взрослыхОбобщение передового педагогического опыта по социально-личностному развитию представлено темой «Калейдоскоп профессий» по проблеме ознакомления детей старшего дошкольного возраста с профессиями взрослых, традиционно не изучаемыми с детьми в детском саду.

1. Название проблемы: Формирование интегративных качеств личности дошкольников средствами ознакомления с миром профессий.

2. Условия возникновения проблемы: Задачи, стоящие перед современным образованием, не могут быть решены в условиях традиционно сложившейся системы организации воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста. В настоящее время вопрос организации жизнедеятельности ребенка в условиях дошкольного учреждения требует привлечения дополнительных ресурсов, к которым, в частности, относится разработка программ обучения и воспитания дошкольников по актуальным проблемам дошкольного образования. Именно такое управление воспитательно-образовательным процессом способствует согласованию усилий ДОУ и семьи по созданию условий для оптимального развития дошкольников.

Именно поэтому нами была разработана программа, которая входит в вариативную (формируемую самими участниками педагогического процесса) часть Основной общеобразовательной программы дошкольного образования и предлагает расширенный список профессий для ознакомления детей.

3. Актуальность и перспективность опыта: В настоящее время перед педагогами стоит очень сложная задача. С одной стороны, — заинтересовать детей и познакомить с профессиями, которые будут востребованы в будущем; а с другой стороны, — привить детям желание стать профессионалами в своем деле.

Реализация данной программы не идет в разрез с основной программой развития ДОУ: в соответствии с современными федеральными государственными требованиями система профессионального самоопределения пронизывает «красной нитью» все образовательные области. Предложенная программа решает проблему положительного отношения старших дошкольников к труду.

4. Теоретическая база опыта: При разработке и составлении основных аспектов и положений программы проводился теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, показана актуальность темы для развития личности дошкольников. Проводился анализ тенденций развития детей дошкольного возраста на основе переработки следующих программ: «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, «Мир вокруг нас» А.А.Плешаков, «Беседы с дошкольниками о профессиях» Т.В. Потапова, «Профессии. Какие они?» Т.А. Шорыгина, Программа развития профильного образования в системе образования Муравленко “Профильное образование”.

5. Новизна опыта: Практическое значение и новизна данного опыта состоит в том, что осуществляется использование активных методов обучения дошкольников при реализации целей и задач программы: творческая лаборатория, кластер. В данной программе предложен тематический план работы по решению проблемы положительного отношения старших дошкольников к труду путем формирования интегративных качеств личности дошкольников средствами ознакомления с миром профессий.

6. Технология опыта: Программа рассчитана для дошкольников 5-6 лет. В этом возрасте дети могут распределять роли до начала игры и строить свое поведение, придерживаясь роли, начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых. Продолжают развиваться устойчивость, распределение и переключаемость внимания. Развитие воображения позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории для сюжетно-ролевых игр. Развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений).

По срокам реализации программа рассчитана на 1 год обучения. Причем, используются определенные формы и режим занятий.

Формы: совместная деятельность взрослого и детей; самостоятельная деятельность детей в индивидуальной, групповой и коллективной деятельности.

Режим занятий: реализация программы строится на адекватных дошкольникам видах деятельности: проведение бесед, дидактических, сюжетно-ролевых игр, компьютерных программ, экскурсий, встреч с людьми разных профессий, культурно-досуговых мероприятий, с использованием ИКТ. Работа с детьми планируется воспитателем дифференцированно в утренние и вечерние часы, проводится в свободной деятельности детей. В соответствии с планом реализации программы 1 раз в неделю проводится одно мероприятие. Продолжительность каждого отрезка образовательной деятельности по нормам СанПин — 25 минут.

В качестве заключительного этапа планируется проведение итогового мероприятия для детей по теме: «Кем быть?», создание мини – музея в группе по теме: «Профессии Оренбургской области», создание кластера по теме «Калейдоскоп профессий».

7. Результативность опыта: В ходе осуществления целенаправленной работы по данной программе,  дошкольник насыщает своё сознание разнообразными представлениями о мире профессий, что поможет ему в будущем осознанно выбрать профессию. Кроме того, прослеживается активное формирование интегративных качеств личности дошкольников средствами ознакомления с миром профессий.

8.  Адресная направленность опыта: Результаты нашего исследования могут быть использованы старшими воспитателями, воспитателями, психологами ДОУ, всеми, кто заинтересован в развитии интегративных качеств личности старших дошкольников по теме предложенного опыта работы.

Смотреть презентацию в полноэкранном режиме