Развитие интегративных качеств личности дошкольников в процессе ознакомления с профессиями взрослых

12 Фев 2013, Автор: admin

Ознакомление с профессиями взрослыхПредставляем Вашему вниманию авторскую разработку по проблеме развития интегративных качеств личности дошкольников в процессе ознакомления с профессиями взрослых. Материал представлен коллективом педагогов дошкольных образовательных учреждений г. Орска Оренбургской области.

Разработанная педагогами Программа входит в вариативную (формируемую самими участниками педагогического процесса) часть Основной общеобразовательной программы дошкольного образования и предлагает расширенный список профессий для ознакомления детей, тех с которыми дети сталкиваются повседневно, но которые не входят в список обязательных для изучения в основной части ООП ДО.

Содержание психолого-педагогической работы

Модуль 1. Профессии «Мир природы»

Тема 1. «Геолог (шахтёр)»

Цель: познакомить с профессией геолога (шахтёра). Показать опасность, сложность и важность труда шахтера.

Форма работы: беседа, презентация.

Основные понятия: шахта, полезные ископаемые, опасность.

Региональное содержание: знакомство с работой предприятия ОАО «Гайский ГОК».

Оборудование: фотографии с изображением шахтера, шахты.

Тема: «Овощевод (агроном)»

Цель: расширять знания о профессии овощевода, привить учащимся интерес и любовь к природе и сельскому хозяйству.

Форма работы: презентация, проект «Сотвори чудо»

Основные понятия: овощи, почва, парник, удобрения, посев, урожай.

Региональное содержание: знакомство с сельхозугодиями Оренбургской области.

Тема: «Рыбинспектор»

Цель: сформировать представление о профессии рыбинспектора, формирование основ эколологической культуры.

Форма работы: беседа,  рассказы Ю. Третьякова «Ребячий патруль».

Основные понятия: водоём, штраф, рыбоохрана.

Тема: «Зоотехник (фермер)»

Цель: познакомить с профессией зоотехника, привитие интереса к труду животновода.

Форма работы: Сюжетно – ролевая игра «Ферма», театрализованная постановка «Зимовье зверей»

Основные понятия: животновод, выращивание и уход.

Региональное содержание: знакомство с животноводческими хозяйствами  Оренбургской области.

Формируемые интегративные качества: Проявляет интерес к профессиям геолога, овощевода, рыбниспектора и зоотехника. Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает культуру трудовой деятельности, умеет бережно относится к материалам и инструментам. Имеет представления о мире профессий, роли труда в обществе и жизни каждого человека. Владеет необходимыми знаниями о различных видах деятельности взрослых.

Модуль 2. Профессии «Железная дорога»

Тема: «Машинист»

Цель: познакомить детей с особенностями профессии машинист.

Форма проведения: беседа, встреча с людьми данной профессии.

Основные понятия: локомотив, груз, помощник машиниста, правила движения ж/д.

Региональное содержание: значимость железной дороги Оренбургской области (граница с Казахстаном)

Тема: «Проводник»

Цель: сформировать представления детей о профессии проводника.

Форма проведения: сюжетно-ролевая игра.

Основные понятия: пассажирский вагон, проверка билетов, помощь пассажирам,  чистота вагонов.

Тема: » Начальник станции, билетный кассир, дежурный по вокзалу

диспетчер»

Цель: познакомить с профессиями людей, работающих на железнодорожном вокзале.

Форма проведения: экскурсия.

Основные понятия: билет, касса, электричка, маршрут движения поезда.

Тема: «Стрелочник»

Цель: познакомить со спецификой работы стрелочника.

Форма проведения: беседа, презентация

Основные понятия: железнодорожные пути, рельсы, стрелки.

Формируемые интегративные качества: Проявляет интерес к миру профессий взрослых. Эмоционально реагирует на профессиональную деятельность работников железной дороги. Имеет представления о профессиях железной дороги, роли труда в обществе и жизни каждого человека. Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации.

Модуль 3. Профессии «Производство»

Тема: «Металлургические профессии»

Цель: сформировать представления детей о работе металлургического предприятия.

Формы работы: встреча с людьми данной профессии, презентация.

Основные понятия: металлург, плавильщик, производство металла, печь, расплав.

Региональный компонент: знакомство с ОАО «ЮУНК», ОАО «Уральская Сталь». Экология и производство.

Тема: «Работники мясокомбината»

Цель: познакомить с профессиями мясоперерабатывающего предприятия.

Формы работы: беседа, презентация.

Основные понятия: мясо, продукция, фарш, миксеры.

Региональный компонент: знакомство с мясоперерабатывающими предприятиями Оренбургской области.

Тема: «Пекари и кондитеры»

Цель: знакомить с трудовой деятельностью пекаря, кондитера.

Формы работы: экскурсия в кондитерский цех, сюжетно-ролевая игра.

Основные понятия: мучные и кондитерские изделия, замес теста, названия предметов оборудования.

Региональный компонент: знакомство с многонациональной «кухней» Оренбургской области.

Тема: «Нефтяник»

Цель: сформировать представления детей о деятельности работников нефтедобывающих промыслов.                                                                                                                                                                                      Формы работы: беседа, презентация.

Основные понятия: нефть, скважина, бензин.

Формируемые интегративные качества: Проявляет интерес к миру профессий производства, эмоционально реагирует на их  профессиональную деятельность.   Имеет представления о профессиях производства, роли труда в обществе и жизни каждого человека.

Модуль 4. Профессии «Больница»

Тема: «Врач»

Цель: обогатить знания о профессии врача, сформировать понимание значимости данной профессии для общества.

Формы работы: экскурсия в детскую поликлинику, сюжетно-ролевые игры, встреча с врачами узкими специалистами.

Основные понятия: врач, больной, пациент, рецепт, лекарства.

Региональный компонент: Знакомство с санаторно-курортными зонами Оренбургской области. Специфика заболеваний.

Тема: «Медсестра»

Цель: познакомить с обязанностями и трудовыми действиями медсестры.

Формы работы: экскурсия в процедурный кабинет, сюжетно-ролевая игра.

Основные понятия: бинт, вата, шприц, термометр, йод.

Тема: «Социальный работник»

Цель: сформировать представление о профессии социального работника, показать значимость данной профессии для общества.

Формы работы: встреча с людьми данной профессии.

Основные понятия: помощь нуждающимся людям, социальный работник.

Формируемые интегративные качества: Проявляет интерес к данным профессиям, эмоционально реагирует на их профессиональную деятельность, использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми. Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим. Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в сюжетно-ролевых играх. Владеет необходимыми знаниями о различных видах деятельности взрослых.

Модуль 5. Профессии «Мир офиса»

Тема: «Бухгалтер»

Цель: познакомить с профессией бухгалтера.

Формы работы: экскурсия в бухгалтерию, беседа с работниками данной профессии.

Основные понятия: зарплата, деньги, калькулятор.

Тема: «Менеджер»

Цель: сформировать представления о профессии менеджера.

Формы работы: встреча с людьми данной профессии.

Основные понятия: руководитель, контроль.

Тема: «Кассир»

Цель: познакомить с профессией кассира.

Формы работы: сюжетно – ролевая игра, беседа.

Основные понятия: касса, стоимость товара, ценник, сдача, прилавок.

Формируемые интегративные качества: Проявляет интерес к офисным профессиям, эмоционально реагирует на профессиональную деятельность, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми, имеет представления о мире профессий, роли труда в обществе и жизни каждого человека, сформированы элементарные трудовые навыки.

Модуль 6. Профессии «Мир творчества»

Тема: «Художник»

Цель: познакомить с особенностями профессии художника.

Форма работы: посещение выставки работ орских художников.

Основные понятия: холст, краски, палитра, кисть, пейзаж, натюрморт.

Региональный компонент: оригинальность и своеобразие творчества художников Оренбургской области.

Тема: «Артист»

Цель: сформировать представления о профессии артист.

Формы работы: посещение Орского драматического театра, беседа с людьми данной профессии.

Основные понятия: сцена, роль, грим, публика, спектакль, перевоплощение.

Тема: «Дизайнер»

Цель: познакомить с особенностями профессии дизайнера.

Формы работы: компьютерная игра «Рулимоны», сюжетно – ролевая игра.

Основные понятия: идея, проект, дизайн-студия, творческий взгляд.

Тема: «Стилист»

Цель: сформировать представления о деятельности стилиста.

Формы работы: компьютерные игры «Принцесса и вечеринка моды», «Стильная прическа принцессы», «Барби мода», сюжетно – ролевая игра «Ателье моды»

Основные понятия: стиль, красота, мода, внешность, прически, одежда.

Тема: «Скульптор»

Цель: познакомить с профессией скульптора.

Формы работы: практическая деятельность – лепка из снега, песка, теста, пластилина, глины. Презентация, беседа.

Основные понятия: лепка, объём, силуэт, материал, скульптура, монумент.

Формируемые интегративные качества: Проявляет интерес к творческим профессий, эмоционально реагирует на профессиональную деятельность, соблюдает культуру трудовой деятельности, умеет бережно относится к материалам и инструментам, Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач, сформированы элементарные трудовые навыки, Владеет необходимыми знаниями о различных видах деятельности взрослых.

Модуль 7. Профессии «Сфера обслуживания»

Тема: «Парикмахер  — визажист»

Цель: познакомить с профессиями парикмахера, визажиста.

Формы работы: сюжетно-ролевая игра «Парикмахер», экскурсия в салон красоты, компьютерная игра «Салон красоты».

Основные понятия: прическа, косметика, салон красоты, макияж, краска для волос, ножницы, тени, губная помада и др.

Тема: «Мастер ногтевого сервиса»

Цель: познакомить со спецификой работы мастера ногтевого сервиса.

Формы работы: презентация, экскурсия в салон красоты, игровой набор «Маленькая фея».

Основные понятия: ногти, лак, ванночки, гель, акрил, узор.

Тема: «Продавец-консультант»

Цель: расширить знания о профессии продавца.

Формы работы: экскурсия в близлежащий магазин, сюжетно-ролевая игра.

Основные понятия: товар, покупатель, консультация, помощь при выборе.

Региональный компонент: Оренбургский пуховый платок.

Тема: «Косметолог»

Цель: познакомить с профессией косметолога.

Формы работы: презентация, беседа, видеофильм.

Основные понятия: кожа, маски, здоровье и красота, лечение.

Региональный компонент: знакомство с лекарственными травами Оренбургской области (цикоррий).

Тема: «Фитнес-инструктор»

Цель: сформировать представление о профессии фитнес-инструктора.

Формы работы: экскурсия в фитнес – клуб, практические занятия в физкультурном зале.

Основные понятия: тренер, аэробика, бассейн, физические нагрузки.

Формируемые интегративные качества: Проявляет интерес к профессиям в сфере обслуживания. Эмоционально реагирует на профессиональную деятельность. Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации. Соблюдает культуру трудовой деятельности, умеет бережно относится к материалам и инструментам. У ребёнка сформированы элементарные трудовые навыки.

Модуль 8. Профессии «Сфера образования»

Тема: «Дошкольные работники (логопед, психолог, физинструктор)»

Цель: обогащать знания  и представления детей о профессиях работников дошкольных учреждений.

Формы работы: беседа, сюжетно-ролевая игра «Детский сад», встречи с людьми данной профессии.

Основные понятия: забота, любовь к детям.

Тема: «Учителя – предметники (музыка, иностранный язык, учитель начальных классов)»

Цель: познакомить детей с особенностями работы учителей.

Формы работы: обзорная экскурсия в начальную школу, компьютерная игра «Даша — следопыт»

Основные понятия: урок, класс, учебники, доска, учитель.

Региональный компонент: кадетские школы г. Орска.

Тема: «Преподаватели средне – специальных и высших учебных заведений»

Цель: сформировать представление о работе преподавателей средне – специальных и высших учебных заведений.

Формы работы: беседа, презентация, встреча с людьми данной профессии.

Основные понятия: институт, колледж, лицей, лекция, студенты, диплом, преподаватель.

Формируемые интегративные качества: Проявляет интерес к миру профессий в сфере образования. Эмоционально  реагирует на их деятельность. Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми. Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач. Владеет необходимыми знаниями о различных видах деятельности взрослых, сформированы элементарные трудовые навыки.

.

Ароматные и пышные оладьи — запах и вкус детства! Они хороши и со сметаной, и с медом, и с вареньем… Просто объедение! Однако не все знают, что самые пышные оладьи получаются на дрожжах. Сайт «Козырная еда» расскажет как приготовить оладьи, предложит множество других вкусных и оригинальных рецептов, пригласит на мастер-классы и в кулинарные путешествия.