Сказки народов Поволжья — средство формирования толерантности у старших дошкольников

28 Апр 2013, Автор: admin

Формирование толерантности у дошкольниковСложные социально-политические условия общества, а так же модернизация современной образовательной среды актуализировали проблему формирования толерантности у дошкольников, проблему, остро требующую практического решения, а потому и его научного обоснования.

По данным исследований педагогов, психологов, методистов, возраст 5,5 -7 лет является сензитивным периодом морально-нравственного становления личности ребенка. (Т.Н. Дронова, В.В. Гербова, Е.О. Смирнова, Ж. Пиаже. Л. Кольберг, В.М. Холмогорова). Это период, когда закладываются основы морального поведения и отношения. Одним из наиболее эффективных механизмов присвоения внешних социальных требований, в том числе и требований морали, является следование поведенческим эталонам, образцам. Моральное развитие ребенка, неразрывно связанное с развитием толерантности, происходит через усвоение моральных эталонов, предлагаемых обществом. Как правило, эти эталоны существуют не в форме правил и предписаний, а в форме конкретных художественных персонажей, обладающих какими-либо качествами (положительными или отрицательными) и совершающих соответствующие поступки. Наиболее адекватно задачам толерантного   воспитания   в   образовательном   процессе   дошкольного учреждения соответствуют занятия по развитию речи, на которых осуществляется ознакомление дошкольников с народной фольклорной культурой. Через произведения устного народного творчества ребенок постигает ценности толерантности. Наиболее адекватной формой, в которой полярные образы людей можно задать детям, особенно дошкольникам, являются в первую очередь герои детских сказок. Как правило, все сказки содержат педагогические идеи, которые завуалированы в интересный для детей сюжет. Отрицательные персонажи всегда противостоят в них положительным, образуя полярные пары, противоположные не только по своим личным качествам, но и по разыгрывающимся между ними взаимоотношениям, которые олицетворяют борьбу добра и зла. В ходе исследования, которое проходило в детском саду № 149 г. Тольятти, изучалось влияние приемов работы со сказками народов Поволжья на решение задач формирования толерантности у детей 5-7 лет. Приемы, применялись в соответствии с логикой воспитания толерантности: сначала формирование толерантного сознания, затем выработка привычек толерантного поведения и в заключение воспитание толерантного отношения.

В работе с детьми использовались следующие приемы формирования толерантности у детей дошкольного возраста 5,5-7 лет:

— сравнение содержания двух или трех сказок;

— сравнение характеров героев двух или трех сказок;

— рассматривание иллюстраций к сказкам и их сравнение;

— драматизация похожих отрывков сказок народов Поволжья;

— придумывание нового сюжета сказки или изменение сюжета сказки;

— моделирование сказочного сюжета;

— изготовление книжек-самоделок по содержанию сказок Поволжья;

— проведение литературных викторин;

— оформление вернисажа «Мои любимые сказки».

Исследование проходило в два этапа:

1. Подготовительный этап — рассказывание сказок и работа по их содержанию.

2. Основной этап — формирование качеств толерантности через драматизацию сказок.

Наиболее сложным этапом в формировании толерантности у дошкольников через использование фольклора, считаем подбор необходимого литературно-художественного материала. Принципы подбора сказок: сказки не должны слишком длинными, главными героями сказки должны быть дети (но не обязательно сверстники), в сказке должны присутствовать как положительные, так и отрицательные персонажи, главный герой сказки должен обладать качествами толерантной личности. Предлагаем сравнительную подборку сказок народов Поволжья, направленных на формирование качеств толерантной личности: терпимости, доброты, смелости, настойчивости, находчивости, смекалки.

сказки поволжья

Результаты первого этапа оценивались с помощью разработанного нами опросника, который включал следующие вопросы: «Про какого сказочного героя ты хотел бы рассказать?», «Что ты думаешь про него, какой он?», «Хочешь ли быть не него похожим?». Анализ ответов детей показал: образ, характер сказочного героя не всегда определялся детьми 5-6,5 лет адекватно, на отношение ребенка к сказочному герою сильное влияние оказывали стереотипы семейного воспитания, что и определило ход дальнейшего исследования средств формирования толерантности детей 5-7 лет.

Как воспитать ребенка терпимым, отзывчивым, добрым, толерантным? Мы убеждены, что один из самых верных способов морального воспитания детей — воспитание посредством художественной литературы. Слушая, читая, играя в сказки, дети учатся распознавать добро и зло, сочувствовать слабому, обиженному, защищать униженных, понимать поступки людей, терпимо относиться к иному мнению.

По материалам И.В. Медянцевой, г. Тольятти (Педагогические инновации в дошкольном и начальном образовании: Сборник статей Региональной научно-практической конференции (25-26 апреля 2008г. г. Тобольск). — Тобольск: ТГПИ им. Д.И. Менделеева, 2008. — С. 96-99).