Технология «Игра со сказкой» с использованием приемов сказкотерапии: пример игрового занятия с дошкольниками младшего возраста

12 Июн 2014, Автор: admin

Корова Буренка

Жили-были дед, бабка да корова Буренка. Давала Буренка много молока и громко мычала: «Му-му! Заснула Буренка крепким сном. Спит, не просыпается. Плачет дед, плачет бабка. Позвала бабка мышку: «Разбуди, мышка, Буренку. Дам тебе молока». Запищала мышка: «Пи, пи, пи просыпайся! Пи, пи, пи, поднимайся!» Буренка спит, не просыпается.

Позвала бабка котика: «Разбуди, котик, Буренку. Дам тебе молока». Замяукал котик: «Мяу, мяу, просыпайся! Мяу, мяу, поднимайся!» Буренка спит, не просыпается.

Увидела тучка Буренку. Дула-дула тучка щеки да и лопнула.

Стучит дождик по травке, стучит по зеленой. Буренка спит, не просыпается.

Загремел гром. Стучит дождик по травке, стучит по зеленой.

Проснулась Буренка, замычала: «Му-му!». Стали бабка с дедом гостей звать и молоком угощать.

1 Этап. Познавательно-аффективная ориентировка

ЦЕЛИ

1. Словесная режиссерская игра:

  • — воспитывать умение по настроению музыки догадываться о действиях и эмоциональных состояниях героев;
  • — знакомить с уменьшительно-ласкательными названиями животных (мышка, котик);
  • — знакомить с формами повелительного наклонения глаголов (разбуди, просыпайся, поднимайся);
  • — подводить к умению выразительно имитировать голоса животных (мяу~мяу, пи-пи-пи, му-му) с разной интонацией (радость, просьба) и громкостью (громко, тихо, шепот).

2. Психогимнастика:

  • — учить передавать ритмизацией природные явления (дождик, гром);
  • — побуждать к выразительной передаче в мимике и движениях эмоциональных состояний (горе, просьба, утешение, радость);
  • — развивать умение произвольно напрягать и расслаблять мышцы для снятия телесных барьеров (туча дождик).

Воспитатель (рассказывает знакомую детям сказку «Корова Буренка»; читает предложения 1, 2). Как вы думаете, Буренка веселая корова? Сейчас я начну, а вы продолжите. Голос у Буренки не грустный, а…

  • Дети. Веселый.
  • Воспитатель. Не тихий, а…
  • Дети. Громкий.
  • Воспитатель. Попробуйте промычать громко, радостно, протяжно, как Буренка: «Му-му-му!»

Дети выполняют задание педагога.

(Читает предложения 3—5.) Как бы вы сыграли деда с бабкой, когда они плачут? Лицо у деда с бабкой не веселое, а…

  • Дети. Грустное, печальное.
  • Воспитатель. Покажите, как плачут дед с бабкой.

Пантомимический этюд «Горе»

Дети изображают деда с бабкой, когда они плачут: глаза вытирают от слез, брови сдвинуты, качают головой.

  • Воспитатель (читает предложения 6—11). Как вы думаете, бабушка очень хотела, чтобы Буренка проснулась? Значит, она не просто говорила с котиком и мышкой, а…
  • Дети. Просила, ласково уговаривала.
  • Воспитатель. У кого тише голос, у котика или маленькой мышки?
  • Дети. У мышки.
  • Воспитатель. Правильно. Значит, мышка просила корову проснуться не просто тихо, а…
  • Дети. Шепотом, совсем не слышно.
  • Воспитатель. Попробуйте разбудить Буренку, как котик и мышка.

Дети выполняют задание педагога.

(Читает предложения 12—15.) Если вы внимательно послушаете музыку, то вспомните, что услышала Буренка в сказке.

Дети слушают отрывок из «Марша Черномора» М.И. Глинки.

Какая это музыка: ласковая или страшная; тихая или громкая?

  • Дети. Страшная, громкая.
  • Воспитатель. Правильно, музыка страшная, резкая. Это тихо стучит дождик по травке или грохочет гром?
  • Дети. Грохочет гром.
  • Воспитатель (читает предложения 16, 17). Положите свои руки на стол и пальчиками постучите, как падают капли, когда идет маленький дождик, когда грохочет гром.

Упражнение на ритмизацию «Природные явления»

Дети кладут руки на стол и вместе с воспитателем ритмизируют капли дождя: легкие и медленные движения пальцев — маленький дождик, громкое и энергичное постукивание — грохочет гром.

Воспитатель (читает предложения 18, 19). Давайте под музыку покажем, как тучка дула щеки, а потом лопнула, и пошел дождик.

Упражнение на произвольное напряжение и расслабление мышц

Под Skerzo № 1 Ф. Шопена дети встают в круг, напрягают мышцы рук, ног и надувают щеки. Под легкую, быструю «Праздничную увертюру» Д.Д. Шостаковича выдувают воздух, расслабляют мышцы тела, легко прыгают на месте, как капельки дождя.

2 Этап. Словесное комментирование эмоционально-аффективных ситуаций

ЦЕЛИ

1. Психогимнастика:

  • — учить угадывать по выразительному исполнению образов сказочных героев и их аффективные состояния (горе, приглашение, сон);
  • — учить передавать ритмизацией природные явления (грохотание грома, дождик);
  • — развивать умение произвольно напрягать и расслаблять мышцы для снятия телесных барьеров (туча — дождик).

2. Словесное комментирование:

  • — довести до детей замысел сказки (друзья помогают в беде);
  • — подводить детей к совместному составлению словесных описаний по восприятию пантомимических этюдов, темпоритма, музыкальной композиции;
  • — активизировать в речи детей уменьшительно-ласкательные названия животных (мышка, котик) и формы повелительного наклонения глаголов (разбуди, просыпайся);
  • — учить произносить простые фразы с использованием интонации целого предложения.

Воспитатель (сначала рассказывает знакомую детям сказку «Корова Буренка», затем обращается к детям). Хорошо, когда есть много друзей, которые всегда придут на помощь. Ребята, вспомните, кого в сказке бабушка просила помочь разбудить Буренку?

Дети. Котика, мышку, тучку.

Воспитатель. Попробуйте сказать, как бабушка: «Разбуди, котик, Буренку» (мышка, тучка) и ответить, как котик: «Мяу, мяу, просыпайся! Мяу, мяу, поднимайся».

Дети выполняют задание педагога.

Игра «Угадай по движению»

Сначала дети встают в круг и вместе с воспитателем показывают с помощью движений, мимики, позы взятую на себя роль: бабка с дедом приглашают в гости, бабка и дед плачут, Буренка спит.

Позже, когда ролевые движения разобраны, дети садятся на стульчики. Воспитатель вызывает ребенка, говорит ему на ухо, кого первого и в какой ситуации он должен показать. Зрители угадывают и описывают сказочного героя в разных ситуациях. Воспитатель помогает ребятам в описании героя наводящими вопросами.

  • Воспитатель. Посмотрите внимательно на Лену. Как вы думаете, какого из героев сказки она показывает?
  • Дети. Бабушку.
  • Воспитатель. Правильно. Как вы догадались? У Лены глаза веселые или грустные?
  • Дети. Веселые.
  • Воспитатель. У Лены руки опущены или вытянуты вперед?
  • Дети. Вытянуты вперед.
  • Воспитатель. Лена быстро ходит или медленно?
  • Дети. Медленно.
  • Воспитатель. Какую бабушку показывает Лена: бабушка плачет, просит животных разбудить корову, угощает молоком?
  • Дети. Бабушка угощает молоком.
  • Воспитатель. Как вы догадались? Какие движения рук, тела и выражения лица вам помогли понять, что бабушка зовет в гости?
  • Дети. Бабушка улыбается, протягивает руки, угощает молоком.

Игра «Угадай по ритму»

Сначала дети кладут руки на стол и вместе с воспитателем вспоминают, как ритмизировать природное явление.

Позже воспитатель вызывает ребенка, желающего ритмизировать сказочную ситуацию. Слушатели угадывают ее и описывают по динамике ритма. Дети вместе с воспитателем составляют два-три предложения, описывающие ритмический рисунок.

Воспитатель. Ребята, на что это было похоже; на капли дождика, грохот грома или на ливень? Как вы догадались? Света стучала пальчиками тяжело или легко? Быстро или медленно?

Дети отвечают.

Если Света стучала легко и быстро, значит, это не гром, а… Дети. Дождик.

Игра «Угадай по музыке»

Дети слушают музыкальные отрывки и обсуждают, какому эпизоду из сказки подходит эта музыка: грохочет гром (М.И. Глинка. «Марш Черномора»), капает дождик (ф. Шопен. Skerzo № 1). Дети вместе с воспитателем составляют два-три предложения, описывающие настроение и динамику музыкального отрывка и сказочный эпизод.

Воспитатель. Какое настроение передает музыка: страшное, веселое? Эта музыка быстрая или медленная, тяжелая или легкая?

Дети отвечают.

Если музыка легкая, веселая и быстрая, то не гром грохочет, а… Дети. Капает дождик.

Упражнение на произвольное напряжение и расслабление мышц

3 этап. Выражение замещающей потребности

ЦЕЛИ:

1. Психогимнастика:

  • — учить детей адекватно передавать собственное аффективное состояние в движении, мимике, слове (страх, огорчение);
  • — развивать умение координировать динамическое равновесие моторного поведения и словесных реакций;
  • — развивать умение произвольно напрягать и расслаблять мышцы для снятия телесных барьеров (туча— дождик).

2. Совместная словесная импровизация:

  • учить продолжать предложения воспитателя, дополняющие описание эмоционального состояния героев в проблемной ситуации (дети будят Буренку).

ОБОРУДОВАНИЕ: дудочки, колокольчики.

* * *

Воспитатель (сначала рассказывает знакомую детям сказку, затем обращается к ним). Ребята, вспомните, кого в сказке бабушка просила разбудить корову Буренку?

Дети. Котика, мышку.

Воспитатель. Представьте, что котика и мышки дома не было, поэтому бабушка попросила вас разбудить Буренку. Давайте вместе расскажем сказку про Буренку и ребят из детского сада. Я буду называть, кто приходил к корове, а вы попробуйте ее разбудить. Помогут вам дудочки и колокольчики: «Ду-ду-ду, просыпайся! Ду-ду-ду, поднимайся! Динь-динь-динь, просыпайся! Динь-динь-динь, поднимайся!» Каким голосом вы будете будить Буренку, чтобы ее не испугать? Не грубым, а…

Дети. Ласковым, нежным.

Воспитатель. Сейчас мы покажем новую сказку о том, как ребята из детского сада помогли бабушке разбудить Буренку.

Игра-импровизация

Воспитатель читает слова автора и исполняет роль бабки. Дети по желанию «будят» Буренку, показывают с помощью поглаживающих движений взятую на себя роль, а также эмоционально передают в речи диалоги персонажей.

Воспитатель. Позвала бабка Сашу (обращается к каждому из детей): «Разбуди, Сашенька, Буренку. Дам тебе молока». Стал Саша в дудку дудеть да песню петь: «Ду-ду-ду, просыпайся! Ду-ду-ду, поднимайся!» А Буренка спит, не просыпается.

Затем воспитатель ведет повествование от лица автора, а на роль бабки выбирает ребенка с хорошо развитой речью. Игра-импровизация продолжается.