Технология развивающего обучения в дизайн-деятельности детей дошкольного возраста

28 Май 2014, Автор: admin

Дизайн это конструктивное искусство способствующее формированию эстетической, предметно-пространственной среды группы.

Творческое проектирование предметного мира носит развивающий и воспитывающий характер и позволяет детям в дальнейшем, противостоять эстетической безграмотности, безвкусице, так как все объекты дизайна отражают принцип красоты и имеют стремление к удобству.

Целью развития художественного творчества в дизайне является  воспитание в каждом ребенке «грамотного пользователя» миром вещей, умение «читать» художественный язык вещей, предметов и зданий, ощущать соразмерность их форм, красоту конструкций.

Вещь и дизайн понятия взаимосвязанные. Дизайн это искусство создания облика вещей. Дети должны не только понимать и сохранять красоту, созданную до них, но и преобразовывать мир по законам красоты.

Технологии развивающего обучения успешно применяются в дизайн-деятельности детей дошкольного возраста. Их ценность состоит в том, что они носят комплексный, интегрированный характер, так как смысл дизайна заключается в комплексном, системном подходе к каждой вещи. Дизайн помогает превратить любые предметы в носителей красоты.

Знакомство детей с элементами дизайна основами художественного конструирования:

пространство,

— линия: горизонталь, вертикаль, крест, диагональ, зигзаг, кривая;

геометрические формы: круг, овал, прямоугольник, треугольник и т.д. – легко измеряются и просчитываются математически;

природные формы: ракушки, лист, бабочка, рыба, цветок и т.п. Эти формы создаются природой, производят впечатление изменчивости, динамичности, живости;

искусственно-абстрактные формы – случайные формы, созданные человеком.

Дети дошкольного возраста на занятиях дизайна знакомятся с различными приемами создания предметов и вещей. Вещь состоит из ряда объемов, соединяющих друг с другом. Форма вещи раскладывается на простейшие составляющие ее геометрические формы.

Последовательность работы по созданию образа вещи

1. Знакомство детей с геометрическими формами.

2. Создание «геометрического портрета» вещи — формообразование, поиск различных стилистических аспектов формы (карандашом или аппликацией на отдельном листе бумаги). Прочувствовать «душу» вещи, раскрыть историю ее жизни.

3. Создание образно-тематической композиции, по сути это коллаж из различных геометрических форм.

4. Компоновка будущей композиции, общего цветового решения, ритмическое расположение деталей, форм, выполнение макетных упражнений.

5. Конструирование предметов, состоящих из различных материалов — прозрачных и непрозрачных, округлых и кубообразных

6. Оформление композиции в рамке или на планшете (сотворчество педагога и ребенка).

В определении сути педагогической технологии В.С. Беспалько отмечает, что любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология – на науке. С искусства все начинается, технологией заканчивается.

Можно выделить наиболее комплексные технологии развивающего обучения в дизайне: коллаж, инсталляция, флористика.

Содержание работы с детьми

Кликните по таблице, чтобы посмотреть полностью

Кликните по таблице, чтобы посмотреть полностью

Кликните по таблице, чтобы посмотреть полностью

Кликните по таблице, чтобы посмотреть полностью

Кликните по таблице, чтобы посмотреть полностью

Кликните по таблице, чтобы посмотреть полностью

Технологии в дизайне носят интегрированный характер – это умение рисовать, моделировать из бумаги, картона, лепить из глины и пластилина, знать основы рисунка, цвета, композиции, декоративно-прикладного искусства.

В современных образовательных программах для детей дошкольного возраста выделены следующие направления дизайн-деятельности детей: дизайн-рукоделие, дизайн одежды и театрально-игрового гардероба, декоративно-пространственный дизайн.

Направления дизайн-деятельности детей

Кликните по таблице, чтобы посмотреть полностью

Кликните по таблице, чтобы посмотреть полностью