Осенняя экскурсия по экологической тропе
28 Сен 2013, Автор: adminСегодня дошкольники многих детских садов уверенно путешествуют по экологическим тропам – большим и малым, наблюдают за природой и с удовольствием исследуют ее. Появившись впервые как тропа для взрослых и школьников, этот элемент развивающей предметной среды стал очень популярным в дошкольных учреждениях. Наверное, потому, что помогает реализовывать очень важную педагогическую идею экологического развития ребенка – воспитание через общение с природой.
Предлагаем Вашему вниманию план-конспект экскурсии-прогулки по экологической тропе, подготовленный Денисовой Валентиной Даниловной, воспитателем высшей категории МБДОУ «Детский сад №1» г. Бугуруслана Оренбургской области.
Образовательные задачи:
— расширение представлений о сезонных изменениях в природе, о взаимосвязи различных явлений, происходящих в природе осенью, закрепление понятий «осень», «признак»;
— продолжение знакомства с представителями растительного мира родного края.
Развивающие задачи:
— уточнение пространственных направлений и отношений, освоение действия условного обозначения ведущего признака наблюдаемого объекта;
— развитие наблюдательности при определении особенностей сосновых шишек, их строения;
— формирование навыков элементарного экспериментирования (побуждать детей задавать познавательные вопросы на природоведческую тему, искать на них ответы).
Воспитательные задачи:
— воспитание эстетических чувств и эмоциональной отзывчивости на красоту родного края;
— формирование умения действовать по указанной инструкции
Предварительная работа:
— рассматривание маршрутной карты экологической тропы детского сада;
— зарисовка условных обозначений природных явлений;
— заучивание стихов и песен об осени;
— повторение названия деревьев.
Материалы и оборудование:
1 часть: щегол (игрушка или изображение), конверт с письмом, иллюстрации (цветы, деревья, кустарники летом, летний пейзаж), плоскостные изображения ели, лиственного дерева без листьев, листья зеленого и желтого цветов, панно «Времена года» из четырех частей , маршрутная карта экологической тропы.
2 часть: маршрутная карта экологической тропы, условные значки с изображением признаков разных времен года, корзинки.
3 часть: щегол (игрушка или изображение), панно «Времена года» из четырех частей, плоскостные изображения ели, лиственного дерева без листьев , листья зеленого и желтого цветов; иллюстрации (цветы, деревья, кустарники осенью, осенний пейзаж), лупы, шишки, собранные на прогулке.
Ход экскурсии:
Экскурсия проводится в близлежащий лесной массив в сентябрьский теплый, но пасмурный день (или солнечный, но прохладный день), чтобы дети смогли заметить изменения осенней погоды по сравнению с летней. За щегла говорит педагог.
1 часть — вступительная (мотивационная)
Воспитатель: Ребята, у нас в зимнем саду появилась птица, которая прилетела к нам из леса.
Воспитатель показывает детям щегла, предлагает рассмотреть птицу, отметить особенности ее внешнего вида, сравнить с другими птицами, уже знакомыми детям (канарейка, попугай).
Воспитатель: Эта птица называется щегол. Скажи пожалуйста, зачем ты прилетел к нам в детский сад?
Щегол: Я прилетел к детям надолго, а почему — они должны догадаться сами. Помочь им в этом сможет письмо, которое я принес из леса.
Воспитатель: Что ж, давайте почитаем.
«Здравствуйте, ребята! Пишут вам лесные жители — растения! Мы знаем, что совсем недавно вы все были в отпуске, «отдыхали, грелись на солнышке, купались в речке, бегали по зеленой травке среди ярких цветов и зеленых деревьев, любовались бабочками и стрекозами, слушали веселое щебетание птиц. За лето вы подросли, стали здоровее, сильнее, умнее. И с нами — растениями леса — тоже произошли изменения. Хотите узнать, какие ? Приходите к нам в лес, сами все увидите и, наверное, догадаетесь, почему улетают птицы и куда прячутся насекомые. Мы будем очень рады встрече с вами. Надеемся, что наш наряд вам понравится и что вы, захотите рассказать об этом «своим родителям и всем знакомым, нарисовать наши портреты и сделать поделку из природного материала».
Показываю детям иллюстрации с изображениями отдельных цветов, деревьев и кустарников в летнем наряде, картину с изображением летнего пейзажа, по которой беседует с детьми.
Воспитатель: Какого цвета летнее небо?
Дети: Летнее небо голубого цвета.
Воспитатель: Чем покрыта земля летом?
Дети: Земля летом покрыта травой, цветами.
Воспитатель: Какого цвета листья на деревьях?
Дети: Листья на деревьях зеленого цвета.
Воспитатель: Чем пахнет летний лес?
Дети: Летний лес пахнет цветами, свежей зеленью.
Воспитатель: Кто живет в летнем лесу?
Дети: В летнем лесу живут белочки, зайчики, бабочки, стрекозы, комары, птицы.
Воспитатель: Чьи голоса можно услышать в летнем лесу?
Дети: В летнем лесу щебечут птицы, стрекочут стрекозы, жужжат комары.
Обращаю внимание детей на панно «Времена года» Изображения располагаются на панно: заполнена первая часть — «лето».
Предлагаю рассмотреть карту экологической тропы, обращаю внимание детей на условные обозначения остановок. Обговариваем предстоящий маршрут:
«Выйдем за ворота детского сада. Перейдем автомобильную дорогу по пешеходной дорожке, пройдем мимо драматического театра, остановимся у памятника городу, зайдем в парк».
Первая остановка — «Парк», вторая — «Цветочная клумба», третья —«Аллея Славы», четвертая- «Хвойная полянка ». При этом отмечается местоположение «остановок» относительно пути следования: справа, слева, прямо и т.д.
2 часть — прогулка в парк (познавательная)
Идем по намеченному маршруту, проговаривая направления движения, на остановках, выполняя задания.
Проводится игровое упражнение «Расскажи, что слева, расскажи, что справа».
Воспитатель: Какого цвета осеннее небо?
Дети: Осеннее небо серое, солнце спрятано за облаками
Воспитатель: Назовите деревья, которые вы видите.
Дети называют знакомые деревья, педагог может познакомить детей с новыми названиями.
Проводится подвижная игра «Беги к своему дереву» (цель — закрепление названий деревьев).
Воспитатель: Где цветы, которые вы видели летом?
Дети: Цветы завяли.
Воспитатель: Чем покрыта земля?
Дети: Земля покрыта опавшими листьями.
Воспитатель: Откуда они?
Дети: Листья опали с деревьев.
Воспитатель: Какие деревья сбросили листья?
Дети: Лиственные — осины, ивы и березы.
Подвижная игра «Ветер и листья»
Дети слушают слова, которые произносит воспитатель. Когда воспитатель произносит слово «ветер», дети начинают кружиться; при слове «листья» разбегаются в разные стороны, приседают.
Воспитатель: Какие деревья остались зелеными?
Дети: Зелеными остались хвойные деревья — сосны и ели.
Воспитатель: Под какими деревьями лежат шишки?
Дети: Шишки лежат под соснами.
Воспитатель: А вы знаете, ребята, что под чешуйками что-то ест, но узнать это можно, если взять шишки с собой в детский сад и рассмотреть их более внимательно.
Воспитатель: Какого цвета осенние листья?
Дети: Осенние листья желтые, красные, оранжевые, есть и зеленые.
Воспитатель: Какого цвета осенний лес?
Дети: Разноцветный.
Педагогическое сопровождение: Обращаю внимание детей на красоту природы в парке, на яркость красок осенней листвы, отмечаем, что большинство листьев желтого цвета. Сообщаю детям, что желтый — любимый цвет осени.
Воспитатель: Чем пахнет лес?
Ответы детей
Дыхательные упражнения («Птицы летят», «сдуй листик», «ворона», шарик»)
Воспитатель: Правильно, лесной воздух пахнет грибами, ягодами, опавшей листвой. Кого мы встретили в нашем парке? Почему не видно бабочек, стрекоз, птиц, белочек и т.д.?
Просит детей вспомнить летний пейзаж и сказать, какие изменения они заметили в осенней природе.
Дети вместе с воспитателем устанавливают последовательную цепочку взаимосвязанных явлений: солнце слабо греет — стало холоднее — листья желтеют — дует холодный ветер — с деревьев срывает желтые листья — деревья становятся голыми — насекомые прячутся от холода внутрь деревьев — птицам нечем читаться — они улетают в теплые края (к теплому морю).
Воспитатель: Почему эти изменения произошли?
Предлагаю детям выбрать из принесенных с собой условных значков те, которые отражают осенние признаки.
Воспитатель: Ребята, что можно взять из осеннего леса, чтобы показать другим детям и родителям о тех изменениях, которые произошли в природе с уходом лета и наступлением осени?
Ответы детей.
Дети собирают желтые и красные листья и сосновые шишки.
На обратном пути следуем согласно маршруту, проговаривая направления своего движения.
3 часть — заключительная (рефлексивная)
Проводится в группе или в кабинете экологии.
Воспитатель: Ребята, не забудьте рассказать родителям и всем знакомым о том, что вы увидели в осеннем парке.
Предлагаю изобразить все осенние признаки, составить портрет осеннего дерева, нарисовать осенний лес.
Дети укрепляют условные значки осенних признаков н маршрутной карте экологической тропы. На панно заполняется вторая часть — «осень». На плоскостном изображении лиственного дерева зеленые листья заменяются на желтые, часть листьев — опавшие. Рядом с летним пейзажем вывешиваем осенний пейзаж.
Воспитатель: А сейчас отгадайте загадки.
Летом вырастают,
А осенью опадают.
(Листья.)
Падают с ветки
Золотые монетки.
(Осенние листья.)
Зимой и летом одним цветом.
(Елки и сосны.)
Весной одевается,
Осенью раздевается.
(Лес.)
Исследовательская деятельность (может быть проведена во второй половине дня или на следующей образовательной деятельности по ознакомлению с природой).
Воспитатель: Ребята, вот вам первое задание: возьмите лупы и рассмотрите сосновые шишки, которые мы с вами принесли с прогулки.
Наблюдение 1: «Чудесные чешуйки». Рассматриваем с детьми собранные шишки, предлагаю потрогать их, погладить, понюхать. (Дети называют их цвет, форму, показывают чешуйки, отмечают их расположение на шишке, определяют внешние признаки: шершавые, липкие, пахнут смолой).
Воспитатель: Ребята, вспомните, какие были шишки в лесу, как располагались их чешуйки? ответы детей. Погладьте шишки и попробуйте объяснить, как они изменились и почему.
Дети: Чешуйки у шишки раскрылись в теплом помещении.
Наблюдение 2: «Что спряталось в чешуйках шишек?» Дети рассматривают шишки, заглядывают под чешуйки, обнаруживают семена. Обращаю внимание детей на размер шишек, их форму, цвет, легкость, наличие пленки.
Воспитатель: Из каждого семечка может вырасти сосна, но для этого нужны хорошие условия: влажная земля (почва) и бережное отношение людей (на маленький росток нельзя наступать). Давайте собираем семена в коробку, а весной посеем.
Задание (домашнее): «Кому в лесу нужны сосновые шишки?»
Воспитатель: Ребята, дома с родителями поговорите о том, кому в лесу нужны сосновые шишки. Нарисуйте животных, которым нужны шишки, составьте об этом рассказ и попросите родителей записать его на обратной стороне рисунка.
Во второй половине дня можно прочитать детям стихи об осени, прослушать вместе с ними музыкальные произведения, сделать зарисовки осеннего леса.
Дети вместе с педагогом благодарят щегла за то, что он передал им приглашение лесных жителей — растений. Говорят, что они догадались, почему он прилетел к ним в детский сад: в лесу становится холодно и голодно. Обещают приходить к нему в гости, кормить его и рассказывать обо всех изменениях, которые будут происходить в природе.
На следующий день дети приходят в зимний сад покормить птиц и рассказать щеглу о том, кому в лесу нужны шишки.
Смотрите фотоотчет по проведенной экскурсии-прогулке