О проблеме сохранения и укрепления здоровья дошкольников
05 Мар 2018, Автор: admin- Физическое образование ребенка есть база
- для всего остального. Без правильного
- применения гигиены в развитии ребенка,
- без правильно поставленной физкультуры
- и спорта мы никогда не получим здорового
- поколения.
- Анатолий Васильевич Луначарский
Дошкольное детство – это уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности. Деятельность дошкольного образовательной организации по сохранению и укреплению здоровья ребенка, формированию основ здорового образа жизни, основ гигиенической и физической культуры имеет не только педагогическое, но и глубокое социальное значение.
В законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (статья 95) отмечается, что дошкольное образование направленно на развитие физических качеств, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
Основной задачей федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (от 17 октября 2013 г. № 1155) является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоциональное благополучие.
Актуальность представляемого опыта состоит в решении проблемы сохранения и укрепления здоровья дошкольников. Одним из путей решения является комплексный подход к оздоровлению детей через использование здоровьесохраняющих технологий, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада. Их внедрение строится на формировании осознанного отношения ребёнка к своему здоровью, которое, в свою очередь, должно стать системообразующим фактором модернизации физкультурно-оздоровительной деятельности современного детского сада.
Современные условия жизни предъявляют повышенные требования к состоянию физического и психического здоровья человека, особенно детей,
начиная с самого раннего возраста. Именно поэтому педагогический коллектив МДОБУ «Детский сад № 20» находится в поисках новых подходов к оздоровлению детей, базирующихся на многофакторном анализе внешних воздействий, мониторинге состояния здоровья каждого ребёнка, учёте и использовании особенностей его организма, индивидуализации профилактических мероприятий, создании определенных условий.
Одним из таких подходов является система физкультурно-оздоровительной работы, гарантирующая сохранение и укрепление здоровья детей, безопасность их жизнедеятельности, а также построение благоприятных и адекватных условий воспитания и развития.
В основу опыта положены:
— образовательная программа дошкольного образования МДОБУ «Детский сад № 20»;
— программа «Здоровье» муниципального дошкольного образовательного бюджетного учреждения города Бузулука «Детский сад № 20 комбинированного вида»;
— положения современной социально-оздоровительной технологии Ю.Ф. Змановского «Здоровый дошкольник», которая органично сочетает в себе методики из различных отраслей науки (медицины, педагогики, социологии), практики (физического воспитания, организации деятельности), направленные на воспитание и внедрение здорового образа жизни в дошкольном учреждении;
— технология М.Ю. Картушиной «Зеленый огонек здоровья», синтезирующая различные виды деятельности, что способствует мотивации здорового образа жизни и формированию здоровья;
— игровые технологии А.С. Галанова «Игры, которые лечат»;
Новизна данного опыта заключается в организации физкультурно-оздоровительного процесса в дошкольной организации, способствующего укреплению здоровья дошкольников, совершенствованию их физического развития, двигательной подготовленности, всестороннему развитию дошкольников.
Элементы новизны прослеживаются в вариативной модели двигательного режима, разработанного в МДОБУ «Детский сад № 20» с учетом местных условий и индивидуально-дифференцированного подхода к детям. Кроме традиционных форм работы в нём представлены:
— «Час» двигательного творчества, направленный на воспитание творческой личности, на развитие творческого воображения и фантазии, инициативности и самостоятельности в двигательной деятельности;
— динамический час на дневной прогулке;
— валеологические праздники, способствующие созданию у дошкольников позитивного отношения к своему здоровью;
— акмеологический клуб «Здоровые дети – счастливое будущее», работа которого позволяет осуществить полноценный индивидуальный подход к физическому и психическому развитию ребёнка через взаимодействие родителей и специалистов ДОО.
В работе используем различные типы занятий по физической культуре: традиционные, сюжетно-игровые, интегрированные, тренировочные и другие, обеспечивая индивидуально-дифференцированный подход к детям при учете состояния здоровья, уровня физической подготовленности, двигательной активности.
Следует отметить, что с детьми старшей и подготовительной к школе группы ежемесячно одно физкультурное занятие проводится на стадионе, что оказывает благоприятное воздействие на физическое и психологическое состояние детей, на повышение их интереса к физической культуре и спорту.
Традиционными стали в детском саду валеологические праздники «День Мойдодыра», «Встреча с Айболитом», «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья» и др., которые способствуют формированию у детей потребности в здоровом образе жизни и двигательной деятельности.
Для расширения спектра образовательных услуг и обеспечения их качества в соответствии с двигательными потребностями детей в МДОБУ «Детский сад № 20» разработаны;
— программа «Здоровье» муниципального дошкольного образовательного бюджетного учреждения города Бузулука «Детский сад № 20 комбинированного вида»;
— дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Школа мяча», для детей старшего дошкольного возраста.
Для успешного физического развития и оздоровления детей созданы необходимые условия. Спортивно-оздоровительный блок представлен физкультурным, музыкальным залами, спортивной площадкой на улице. В каждой группе оборудованы центры физической активности, которые находятся в доступном для детей месте и отвечают требованиям техники безопасности.
Все формы физкультурно-оздоровительной работы проводятся под музыкальное сопровождение (фортепиано, музыкальный центр, имеется фонотека различных музыкальных композиций для разных видов двигательной деятельности).
Для рациональной организации работы по физическому воспитанию разработаны различные картотеки: «Комплексы утренней гимнастики для дошкольников», «Подвижные игры для дошкольников», «Русские народные подвижные игры», «Релаксационные упражнения», «Логоритмические упражнения, сопровождающиеся профилактическим массажем», «Дыхательные упражнения», «Коррекционные упражнения», «Гимнастика пробуждения», «Загадки в двигательной деятельности» и др.
Физическое воспитание детей в МДОБУ «Детский сад № 20» осуществляется под медицинским контролем, включающим:
— динамическое наблюдение за здоровьем и физическим развитием детей;
— медико-педагогические наблюдения за организацией двигательного режима, методикой проведения и организацией занятий физическими упражнениями и их воздействием на организм ребёнка;
— контроль за осуществлением закаливания;
— контроль за санитарно-гигиеническим состоянием мест проведения занятий, оборудованием, спортивной одеждой и обувью.
Большая роль в пропаганде физической культуры и спорта отводится работе с родителями. При этом используются различные формы взаимодействия с ними. Проводятся всеобучи, семинары-практикумы, консультации, родительские собрания «Физическое развитие дошкольников», «Здоровая семья – основное условие здоровья ребенка» и др. Предлагам различные варианты анкет («Какое место занимает физическая культура в вашей семье», «Формирование у детей привычки к здоровому образу жизни», «Условия здорового образа жизни в семье» и др.) планируем работу в соответствии с запросами и интересами родителей.
Информирование родителей о состоянии здоровья, физическом развитии и физической подготовленности дошкольников проходит в индивидуальных беседах и консультациях, а также на сайте МДОБУ «Детский сад № 20» (www.sad20buzuluk.ru).
Родители являются активными участниками дней здоровья, спортивных мероприятий, походов за территорию ДОО, оказывают помощь в изготовлении атрибутов, проведении мероприятий, исполнении ролей.
Традиционными в детском саду стали совместные с родителями мероприятия «Мама, папа, я — спортивная семья», «Веселый стадион», спортивный праздник «День защитника Отечества» и т.д
Самой эффективной формой работы с семьей в данном направлении являются занятия в акмеологическом клубе «Здоровые дети – счастливое будущее», успешно функционирующем в ДОО на протяжении 2-х лет. Данная работа позволяет осуществить полноценный индивидуальный подход к физическому и психическому развитию ребенка через взаимодействие родителей, досконально знающих особенности своего ребенка, педагогов и медиков, строящих работу на основе профессиональных знаний педагогики, психологии и медицины.
Занятия в семейном клубе значительно повышают как уровень развития физических качеств детей, так и скорость формирования жизненно важных двигательных навыков. Помощь родителей и их индивидуальный контроль за своим ребенком делают этот процесс весьма эффективным. Кроме того, постоянное наблюдение и страховка позволяют предоставить детям большую свободу действий, что приводит к развитию ловкости и освоению более сложных движений. Также занятия способствуют самореализации каждого отдельного члена клуба и взаимообогащению всех.
С педагогами проводятся семинары-практикумы, консультации: «Психомоторное развитие детей дошкольного возраста», «Создание психологического комфорта в группах детского сада»; индивидуальные беседы, анкеты.
Медицинской сестрой ежемесячно проводит семинар «ЗОЖ», где знакомит сотрудников с методами сохранения и укрепления здоровья «Точечный массаж», «Нетрадиционные способы оздоровления».
Совместно с медсестрой, старшим воспитателем проводим мониторинг здоровья и двигательной подготовленности по следующим направлениям:
— заболеваемость в днях на одного ребенка;
— продвижение по группам здоровья, уровень физического развития;
— численность детей, имеющих хронические заболевания;
— численность ни разу не болевших в году детей;
— заболеваемость сотрудников;
— отслеживание адаптации детей раннего возраста.
Детский сад активно взаимодействует с социальным окружением города в рамках физкультурно-оздоровительного направления.
— МОАУ «СОШ № 10»;
— ГБУЗ «БСМП» Детская поликлиника;
— МДОАУ «Детский сад № 5»;
Таким образом, физкультурно-оздоровительная работа МДОБУ «Детский сад № 20» занимает важнейшее место:
— создан благоприятный эмоционально-психологический микроклимат;
— созданы условия для достаточной двигательной активности детей в соответствии с их возрастными физиологическими потребностями в движении (спортивный зал, спортивная площадка, уголки двигательной активности в каждой возрастной группе);
— реализуется комплекс закаливающих мероприятий;
— организовано разнообразное рациональное питание;
— рационально организована двигательная активность детей в течение дня;
— разработаны и проводится мероприятия по ослаблению адаптационного периода при поступлении ребенка в детский сад, после пропусков по болезни и отпуска родителей;
— осуществляется интеграция задач физического развития на занятиях познавательного цикла, начиная с младшего возраста, используются методы снятия статического напряжения;
— используется индивидуально-дифференцированный подход в играх, на занятиях, во время развлечений, самостоятельной деятельности при проведении физкультурно-оздоровительных мероприятий.
Кроме того, система физкультурно-оздоровительной работы позволяет вырабатывать у детей разумное отношение к своему организму, прививать необходимые санитарно-гигиенические навыки, приспосабливать наших воспитанников к постоянно изменяющимся условиям окружающей среды – словом, способствует умению вести здоровый образ жизни, что подтверждается позитивными изменениями основных функциональных показателей, регистрируемых нами в течение ряда лет.
Покровская Елена Николаевна, старший воспитатель, Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение города Бузулука «Детский сад № 20 комбинированного вида»