План-конспект НОД «Письмо из Африки»

23 Дек 2012, Автор: admin

Сегодня мы вновь обращаемся к разработкам уже известного Вам педагога Гуляевой Ларисе Федоровны, воспитателя МДОБУ № 23 «Рябинка» г. Новотроицка Оренбургской области и предлагаем Вашему вниманию план-конспект НОД как занимательного дела для детей старшей группы «Письмо из Африки».

Программное содержание. Уточнить представления о растениях, характерных для определённых стран и континентов. Упражнять в рисовании в технике «монотипия», передаче образа разными способами. Развивать воображение, умение обследовать, узнавать объект с помощью анализаторов. Воспитывать чувство гордости за родной край.

Материал и оборудование. Конверт с рисунком и письмом, на рисунке – пальма с бананами; репродукция с картины И.Э. Грабаря «Зимний пейзаж»; материал для игр: повязка на глаза, тарелочки со снегом, сахаром, ванилином, апельсином,  поднос с песком, пластилином, мукой, камешек или мяч; схема рисования берёзы, всё для традиционного рисования (кисти с широким и узким ворсом, гуашь, альбомные листы, простые карандаши) и нетрадиционного (оргстекло, палочки с заострённым концом).

Мотивация. Заинтересованность детей деятельностью достигается за счет интеграции образовательных областей в НОД, которая позволяет каждому ребенку найти область своих интересов и развивать творческие способности детей.

Ход НОД.

Ведущий. Ребята! Подарите друг другу улыбку. Пусть в холодный зимний день на душе у всех будет тепло, тепло… как в Африке.

Сегодня, по дороге в детский сад, почтальон вручил мне письмо. Обратный адрес: Африка. Куда: Россия, город Новотроицк, детский сад.  Кому: детям старшей группы.

Вам, наверное, не терпится узнать, что же это за письмо? А письмо это не простое, а заказное. Оно летело на самолёте, плыло на теплоходе и вот, наконец, оно у нас.

Интересно, кто же нам написал? А впрочем…

Друзья у нас
Повсюду есть.
И не считайте,-
Их не счесть!
И в жаркой Африке они,
И там, где ветер лют.
Ты только тихо позови,
Они тот час придут.

Ведущий открывает конверт, достаёт письмо и рисунок, читает:

«Мы – ваши сверстники из Африки. Нам много рассказывали о вашей стране, но мы никак не можем представить снег. Что это? На что он похож?

На нашем рисунке – пальма с бананами. Банан цветёт и плодоносит один раз в своей жизни, а затем ствол отмирает, а от корней отходят новые побеги. Бананы полезны. В них содержаться витамины и полезные минералы. Мы нарисовали пальму, так как она символизирует Африку. А какое дерево символизирует вашу страну? Нарисуйте его».

Ведущий. Ребята, какое дерево является символом  России?

Дети. Берёза.

Ведущий. Давайте вспомним, что вы знаете о берёзе?

Дети.

  • Это очень красивое дерево с белым стволом и раскидистой кроной.
  • Она отличается от других деревьев тем, что у неё не кора, а береста. Раньше из бересты делали разные изделия.
  • Берёзки похожи на девушек в белых сарафанах и зелёных платочках. Когда они растут кучкой, кажется, что это хоровод.

Ведущий. Давайте заведём хоровод «Ай, да берёза!»

Хоровод.

Ведущий.  Совсем недавно мы выучили стихотворение  русского поэта С.Есенина «Берёза». Прочитайте его, пожалуйста.

Желающие читают стихотворение.

Ведущий. Красивый образ создал С. Есенин. А что вы думаете об этом?

Дети.

  • Думаю, поэт любит это дерево всей душой.
  • Он пишет о берёзке как о человеке.
  • А я представляю: стоит берёзка, вся в снегу, а кругом тишина.

Ведущий. Вот посмотрите как художник – пейзажист  И.Э.Грабарь изобразил лес зимой. Это его образ берёзки. Похож ли он на тот, что вы увидели в стихотворении С.Есенина?

Дети.

  • Да. И у поэта и у художника берёзка – очень красивое, нежное дерево.
  • Она одета в снежное кружево, сказочная.

Ведущий. Интересно оказаться сейчас в этом лесу: пройти по скрипучему снегу, постоять под сказочной берёзкой.

Представьте, что вы попали на эту  заснеженную полянку. «Нарисуйте» словами, всё, что вы видите.

Дети.

  • Я иду по снегу, проваливаюсь по колено. В лесу тихо-тихо, только слышно как снег хрустит. Вот вижу несколько берёзок, они серебрятся под солнцем.
  • Я заблудился и оказался на полянке. Снег лежит ровным ковром. Он не белый, а какой-то розоватый. От деревьев падают тени. На зелёном фоне  ёлок выделяется белоствольная берёзка. В лесу очень красиво и тихо, как в сказке.

Ведущий. Молодцы. Очень красиво описали состояние природы.

А сейчас превратитесь в берёзки.

Этюд «Берёзка»

(Звучит музыка, дети изображают.)

Вы стройные берёзки, вы тянитесь вверх.

(Расправляют плечи, поднимают руки вверх.)

Вот подул ветерок, закачал берёзку:

Влево, вправо.

(Покачивание.)

Под тяжестью снега ветви опускаются всё ниже, ниже.

(Полуприсед, руки плавно опускают вниз.)

Ниже, ниже…

(Полный присед, руки на полу.)

Стряхните снег с ветвей!

(Встать, энергично потряхивая руками.)

Ведущий. Вы не только описали берёзки, но и изобразили их. Молодцы.

Меня мучает вопрос, как объяснить детям из Африки, что такое снег?

Дети.

  • Можно его с чем-нибудь сравнить. Например, с сахаром, он тоже белый.
  • Нужно рассказать, что на ощупь он мокрый и холодный.
  • Можно на опыте показать, как тает сахарная вата, и сказать, что снег так же тает от тепла.
  • Также нужно рассказать, какую пользу и вред снег может принести человеку и природе.
  • Я бы рассказал, что снег укрывает землю, деревья, дома. Что он оберегает растения от вымерзания.
  • А можно нарисовать зимний пейзаж или написать рассказ о снеге.

Ведущий. Очень хорошо. Давайте подберём слова – определения к слову снег. Снег, какой?

Игра «Слово – мяч». Ведущий бросает мяч, игроки возвращают его со словом (например, снег – серебристый).

Другой вариант – игра «Цепочка слов». Игроки передают камешек от первого к последующему, называя при этом слова – определения к слову «берёзка».

(Пушистый, искристый, лёгкий, холодный.)

Ведущий. Ребята, а снег действительно белый?

Дети. Чисто белого снега в природе не бывает, он всегда имеет оттенок: сероватый, сиреневатый и др.

Ведущий. Глядя на эту репродукцию, кажется, что снег не холодный, а тёплый.  Отчего такое ощущение?

Дети.

  • Оттого, что снег имеет мягкий розоватый оттенок.
  • Потому что солнце окрасило поляну в розовый цвет, который создаёт ощущение тепла.

Ведущий. Какое название можно дать этой работе И.Э.Грабаря?

Дети.

  • «Зимний лес».
  • «Сказка зимы».
  • «Белая берёза».

Ведущий. Хорошие названия. А сам автор назвал картину «Зимний пейзаж».

Вопросы.

  1. Почему «Зимний»?
  2. Что значит «пейзаж»?
  3. Какое настроение после просмотра пейзажа?
  4. Какие краски выбрал художник для передачи этого настроения?

Я думаю, что о зиме и природе в зимний период вы знаете всё. А сможете ли угадать снег?

Давайте проверим. Я завяжу вам глаза, а вы по запаху и на ощупь определите снег.

Упражнение «Узнай по запаху». Игроку с завязанными глазами дают несколько тарелочек, на которых лежат: снег, ваниль, апельсин. Следующему можно дать снег, варенье, кофе.

Упражнение «Что это?» (на тактильное восприятие). Дают потрогать песок, сахар, снег. Или: снег, муку, пластилин.

Вы справились с заданием очень хорошо.  Мне кажется, если собрать все ваши высказывания о снеге, записать их, африканские дети поймут, что это такое – снег.

Ну, а теперь нам нужно выполнить следующее задание детей из Африки – нарисовать символ нашей страны – белоствольную берёзку.

Вопросы.

1. Каким способом можно нарисовать снег? (Можно сделать оттиск с оргстекла.  Предварительно смешать цвета на палитре или влить один цвет в другой на оргстекле, затем широкими мазками нанести на поверхность)

2. С чего следует начать рисунок берёзки? (С наброска)

3. Что такое набросок? (Первоначальный рисунок, который можно исправить)

4. Расскажите последовательность рисования берёзки.

Дети рассказывают традиционный способ. (Отметить высоту дерева двумя точками; одной линией показать строение берёзы, другой – ширину ствола; верх ствола переходит в «вилочку» — верхние ветви; следует нарисовать 3-4 пары ветвей; от больших ветвей отходят маленькие «веточки – деточки»; закрасить ствол и ветви белым цветом, провести чёрные чёрточки на стволе; на ветвях нарисовать снег голубовато – белого цвета.)

Ведущий. Всё верно. А можно и другим способом.

Показ нового способа рисования

— наносят кистью с белой гуашью ствол и ветви (3-4 пары);
— палочкой с заострённым концом, чёрной гуашью, выделяют контур ствола и чёрточки на нём;
— белым с небольшим добавлением синего, рисуют снежную крону, можно слегка размыть для получения мягкого перехода цвета.

Самостоятельно выберите способ рисования и приступайте к работе. Вы должны показать африканским детям всю красоту белоствольной берёзки.

Дети самостоятельно рисуют. Воспитатель помогает советом, даёт положительную характеристику выполняемым действиям. По окончании работы предлагает всем детям полюбоваться рисунками.

Ведущий. Очень хорошие работы. Думаю, дети в Африке, получив эти рисунки, сразу поймут, какое красивое дерево берёза.

А теперь надо приготовить большой конверт и идти на почту, отправлять заказное письмо.