План-конспект НОД «В гостях у Осени»
17 Дек 2012, Автор: adminПредлагаем Вашему вниманию план-конспект НОД как занимательного дела для детей подготовительной к школе группы «В гостях у Осени». Представлена авторская разработка Гуляевой Ларисы Федоровны, воспитателя МДОБУ № 23 «Рябинка» г. Новотроицка Оренбургской области.
Программное содержание. Отработка понятия «Осень – время года» (приметы осени, изменения в природе с приходом осени), формирование умения определять жанры живописи; развитие наблюдательности, активизация мыслительной деятельности, умения отражать в творческой деятельности свои наблюдения, знания; воспитание экологической культуры.
Оборудование, материал. Пьеса П.И. Чайковского «Осенняя песенка», А. Вивальди «Осень. Времена года», репродукции с пейзажей В. Обухова, И. Левитана, И. Грабаря, И. Остроухова, А. Грицая; костюм осени, кленовый листочек с колокольчиком, схема, пиктограммы настроения; мяч; краски, кисти, простые карандаши, салфетки, гуашь, зубные щётки, палочки.
Мотивация. Занятие как занимательное дело в ДОУ представляет собой инновационную практику, поэтому важно пристальное внимание обратить на мотивирующий фактор и добиться заинтересованности от каждого ребенка, при которой у детей активизируются различные способы познания окружающей действительности.
Ход НОД. Занятие начинается в группе. Влетает осенний листочек с колокольчиком.
Воспитатель. Смотрите – кленовый лист. Какой красивый! Думаю, это последний привет осени. Здесь что-то написано: «Милые дети! Я приглашаю вас к себе в гости. А кто я, догадайтесь:
Пришла без красок
И без кисти,
И разукрасила
Все листья» (Осень.)
Ну что, отправимся? Только вот куда? Приложена какая-то схема (рассматривают).
Дети. На схеме – кисти, палитра. Наверное, это изостудия.
Воспитатель. Согласна. Ведь именно в изостудии вам необходимы эти предметы. А для чего в схеме знак вопроса?
Дети. Скорее всего, Осень будет давать нам задания, спрашивать о чём-то.
Входят в изостудию, где их встречает Осень.
Осень. Здравствуйте, а вот и я. Привет осенний вам, друзья!
Подходит к концу время моего царствования, уже зима меня торопит – пора уходить. А прощаться так не хочется. Вот и решила я напоследок поговорить о том, чем же я хороша? За что любят меня поэты, художники, музыканты? За что любима я народом?
Однажды осенью, глядя на дождь за окном, композитор П.И.Чайковский написал прелестную пьесу «Осенняя песенка». Вот послушайте. (Звучит музыка.) О чём рассказала вам музыка? Какое настроение вызвала? (Ответы детей.)
Ах, мне тоже взгрустнулось. Развеселите меня — изобразите танец осенних листочков. (Звучит музыка, дети танцуют.) С какого дерева листок?
Дети.1. С берёзы.
2. С дуба.
3. С клёна.
Осень. Замечательно! А сейчас я приглашаю вас на свой осенний вернисаж.
Дети подходят к пейзажам.
Что за жанр живописи представлен на моём вернисаже?
Дети. Осенний пейзаж.
Осень. Верно. А посмотрите, какая я. У одного художника – солнечная, весёлая, у другого – дождливая, унылая. Попробуйте определить настроение осени на пейзажах, используя схемы.
Дети используют пиктограммы.
1. Схема – радость. Потому что художник изобразил осень яркими, солнечными красками.
2. Пиктограмма – грусть. Так как художник изобразил позднюю осень, когда льют дожди, дуют ветра. И краски он выбрал серые, пасмурные.
Осень. А глядя на этот пейзаж, вспомнила я пленительные пушкинские строки:
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день.
Листов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась.
А вы знаете стихи обо мне?
Дети читают стихи: В. Авдиенко «Осень», И. Бунин «Листопад», К. Бальмонт «Осень».
Осень. Вот спасибо, порадовали. Столько стихов знаете!
Не пойму, почему меня любят дождливую? В народе говорят: «Хоть осень и дождлива, да сыта». Объясните мне это выражение.
Дети. Чем чаще дождь, тем богаче урожай. Осень приходит с грибами, овощами, фруктами.
Осень. Какие пословицы, поговорки об осени вы знаете?
Дети. 1. Если лист ничком ложится – к теплу.
2. В ноябре одна ягода, да и та – горькая рябина.
Осень. Вы настоящие знатоки осени. А я придумала игру, чтоб позабавить детвору. Я бросаю мяч, а вы, возвращая, даёте ответ: осень какая?
Игра «Слово – мяч» (дождливая, золотая,…)
Воспитатель. А мы тоже знаем игру про осень.
Пальчиковая игра «Осенний букет».
Раз, два, три, четыре, пять –
Будем листья собирать.
(Сжимать и разжимать кулачки.)
Листья берёзы,
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба
(Загибать поочерёдно пальцы: большой, указательный, средний, безымянный, мизинец)
Мы соберём
Маме осенний букет отнесём.
(Сжимать и разжимать кулачки. Вытянуть вперёд ладошки)
Осень. А сейчас проверим, знаете ли вы приметы осени?
Игра «Да или нет» (дайте правильный ответ):
Осенью цветут цветы?
Осенью растут грибы?
Тучки солнце закрывают?
Колючий ветер прилетает?
Туманы осенью плывут?
Ну а птицы гнёзда вьют?
А букашки прилетают?
Звери норки закрывают?
Урожай все собирают?
Птичьи стаи улетают?
Часто – часто льют дожди?
Достаём ли сапоги?
Солнце светит очень жарко?
Можно детям загорать?
Ну а что же надо делать?
Куртки, шапки надевать?
Осень. Вы знаете приметы осени, молодцы.
Я так славно провела последний день своего царствования! Хотела бы получить на память ваши рисунки. Нарисуйте осенние пейзажи. Ими я украшу свой вернисаж.
Воспитатель. Ребята, я предлагаю использовать новую технику: «набрызг». (Объясняет.) Как вы думаете, какие осенние явления можно нарисовать таким образом?
Дети. Дождь, листопад.
Занимайте места, и, не теряя ни минуты, приступайте к рисованию.
Дети садятся за столы, звучит музыка.
Осень. Закройте глаза, загляните в себя – какой вы меня увидели? Какой полюбили?
Самостоятельное рисование. По окончании рассматривают работы, шепчут на ушко тому, чья работа понравилась.
Осень. Спасибо вам, мои друзья. Ваши работы просто замечательны! Я не прощаюсь, я говорю: «До встречи!»
.
У вас много собственных конспектов, интересных разработок по разным темам? Не заставляйте свои идеи пылиться на книжных полках, сделайте их доступными для широкой публики. А создание сайтов для ваших идей доверьте профессионалам, которые не только создадут уникальный сайт, но и помогут в его продвижении.