План-конспект НОД «В гостях у Осени»

17 Дек 2012, Автор: admin

Предлагаем Вашему вниманию план-конспект НОД как занимательного дела для детей подготовительной к школе группы «В гостях у Осени». Представлена авторская разработка Гуляевой Ларисы Федоровны, воспитателя МДОБУ № 23 «Рябинка» г. Новотроицка Оренбургской области.

Программное содержание. Отработка понятия «Осень – время года» (приметы осени, изменения в природе с приходом осени), формирование умения определять жанры живописи; развитие наблюдательности, активизация мыслительной деятельности, умения отражать в творческой деятельности свои наблюдения, знания; воспитание экологической культуры. 

Оборудование, материал. Пьеса П.И. Чайковского «Осенняя песенка», А. Вивальди «Осень. Времена года», репродукции с пейзажей В. Обухова, И. Левитана, И. Грабаря, И. Остроухова, А. Грицая; костюм осени, кленовый листочек с колокольчиком, схема, пиктограммы настроения; мяч; краски, кисти, простые карандаши, салфетки, гуашь, зубные щётки, палочки.

Мотивация. Занятие как занимательное дело в ДОУ представляет собой инновационную практику, поэтому важно пристальное внимание обратить на мотивирующий фактор и добиться заинтересованности от каждого ребенка, при которой у детей активизируются различные способы познания окружающей действительности.

Ход НОД. Занятие начинается в группе. Влетает осенний листочек с колокольчиком.

Воспитатель. Смотрите – кленовый лист. Какой красивый! Думаю, это последний привет осени. Здесь что-то написано: «Милые дети! Я приглашаю вас к себе в гости. А кто я, догадайтесь:

Пришла без красок
И без кисти,
И разукрасила
Все листья» (Осень.)

Ну что, отправимся? Только вот куда? Приложена какая-то схема (рассматривают).

Дети. На схеме – кисти, палитра. Наверное, это изостудия.

Воспитатель. Согласна. Ведь именно в изостудии вам необходимы эти предметы. А для чего в схеме знак вопроса?

Дети. Скорее всего, Осень будет давать нам задания, спрашивать о чём-то.

Входят в изостудию, где их встречает Осень.

Осень. Здравствуйте, а вот и я. Привет осенний вам, друзья!

Подходит к концу время моего царствования, уже зима меня торопит – пора уходить. А прощаться так не хочется. Вот и решила я напоследок поговорить о том, чем же я хороша? За что любят меня поэты, художники, музыканты? За что любима я народом?

Однажды осенью, глядя на дождь за окном, композитор П.И.Чайковский написал прелестную пьесу «Осенняя песенка». Вот послушайте. (Звучит музыка.) О чём рассказала вам музыка? Какое настроение вызвала? (Ответы детей.)

Ах, мне тоже взгрустнулось. Развеселите меня — изобразите танец осенних листочков. (Звучит музыка, дети танцуют.) С какого дерева листок?

Дети.1. С берёзы.

            2. С дуба.

            3. С клёна.

Осень. Замечательно! А сейчас я приглашаю вас на свой осенний вернисаж.

Дети подходят к пейзажам.

Что за жанр живописи представлен на моём вернисаже?

Дети. Осенний пейзаж.

Осень. Верно. А посмотрите,  какая я. У одного художника – солнечная, весёлая, у другого – дождливая, унылая. Попробуйте определить настроение осени на пейзажах, используя схемы.

Дети используют пиктограммы.

1. Схема – радость. Потому что художник изобразил осень яркими, солнечными красками.

2. Пиктограмма – грусть. Так как художник изобразил позднюю осень, когда льют дожди, дуют ветра. И краски он выбрал серые, пасмурные.

Осень. А глядя на этот пейзаж, вспомнила я пленительные пушкинские строки:

Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день.
Листов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась.

А вы знаете стихи обо мне?

Дети читают стихи: В. Авдиенко «Осень», И. Бунин «Листопад», К. Бальмонт «Осень».

Осень. Вот спасибо, порадовали. Столько стихов знаете!

Не пойму, почему меня любят дождливую? В народе говорят: «Хоть осень и дождлива, да сыта». Объясните мне это выражение.

Дети. Чем чаще дождь, тем богаче урожай. Осень приходит с грибами, овощами, фруктами.

Осень. Какие пословицы, поговорки об осени вы знаете?

Дети. 1. Если лист ничком ложится – к теплу.

2. В ноябре одна ягода, да и та – горькая рябина.

Осень. Вы настоящие знатоки осени. А я придумала игру, чтоб позабавить детвору. Я бросаю мяч, а вы, возвращая, даёте ответ: осень какая?

Игра «Слово – мяч» (дождливая, золотая,…)

Воспитатель.  А мы тоже знаем  игру про осень.

Пальчиковая игра «Осенний букет».

Раз, два, три, четыре, пять –
Будем листья собирать.
(Сжимать и разжимать кулачки.)
Листья берёзы,
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба
(Загибать поочерёдно пальцы: большой, указательный, средний, безымянный, мизинец)
Мы соберём
Маме осенний букет отнесём.
(Сжимать и разжимать кулачки. Вытянуть вперёд ладошки)

Осень. А сейчас проверим, знаете ли вы приметы осени?

Игра «Да или нет» (дайте правильный ответ):

Осенью цветут цветы?
Осенью растут грибы?
Тучки солнце закрывают?
Колючий ветер прилетает?
Туманы осенью плывут?
Ну а птицы гнёзда вьют?
А букашки прилетают?
Звери норки закрывают?
Урожай  все собирают?
Птичьи стаи улетают?
Часто – часто льют дожди?
Достаём ли сапоги?
Солнце светит очень жарко?
Можно детям загорать?
Ну а что же надо делать?
Куртки, шапки надевать?

Осень. Вы знаете приметы осени, молодцы.

Я так славно провела последний день своего царствования! Хотела бы получить на память ваши рисунки. Нарисуйте осенние пейзажи. Ими я украшу свой вернисаж.

Воспитатель. Ребята, я предлагаю использовать новую технику: «набрызг». (Объясняет.) Как вы думаете, какие осенние явления можно нарисовать таким образом?

Дети. Дождь, листопад.

Занимайте места, и, не теряя ни минуты, приступайте к рисованию.

Дети садятся за столы, звучит музыка.

Осень. Закройте глаза, загляните в себя – какой вы меня увидели? Какой полюбили?

Самостоятельное рисование. По окончании рассматривают работы, шепчут на ушко тому, чья работа понравилась.

Осень. Спасибо вам, мои друзья. Ваши работы просто замечательны! Я не прощаюсь, я говорю: «До встречи!»

.

У вас много собственных конспектов, интересных разработок по разным темам? Не заставляйте свои идеи пылиться на книжных полках, сделайте их доступными для широкой публики. А создание сайтов для ваших идей доверьте профессионалам, которые не только создадут уникальный сайт, но и помогут в его продвижении.