Здоровьесбережение в детском саду. Досуг «Осторожно — микробы!»

03 Июл 2012, Автор: admin

Здоровьесбережение в детском саду. Досуг «Осторожно — микробы!»

Дошкольное образование во все времена уделяет вопросам сохранения и укрепления здоровья детей пристальное внимание. Систематическая работа по здоровьесбережению в детском саду — это хорошее самочувствие, оптимизм, психологическая устойчивость, высокая умственная и физическая работоспособность ребенка. Здесь на помощь приходит и система музыкально-валеологической работы в ДОУ, использование разнообразных здоровьесберегающих технологий

Дошкольный возраст — особенно важный этап в формировании навыков ЗОЖ у детей. Однако ребенок-дошкольник в силу возрастных и психологических особенностей своего развития еще не может сознательно относиться к своей жизни и к своему здоровью. Поэтому мы (взрослые) должны с раннего возраста прививать ребенку навыки гигиены, поддерживать его стремление активно двигаться, формировать элементарные представления о безопасном поведении в окружающем мире, полезном питании и правильном поведении во время болезни, обеспечивать здоровьесберегающее пространство жизнедеятельности ребенка.Я не случайно подчеркнула фразу: «поддерживать его стремление активно двигаться«! Ребенку-дошкольнику присуща биологическая потребность в движении (кинезофилия) и мы просто обязаны обеспечивать ему рациональный двигательный режим, чтобы ребенок испытывал физический и психологический комфорт. В детском саду — это регламентированная, совместная и самостоятельная двигательная активность, дома — игры, прогулки, походы, посещения кружков и секций. Вот, кстати, на заметку родителям, замечательный сайт о детской футбольной секции, школа детского футбола Golden, которая предлагает доступные цены на детский футбол. Таким образом взрослые, окружающие ребенка, оставаясь гарантом сохранения и укрепления его здоровья, способствуют осознанному выполнению дошкольником нужных действий, рассматривая ребенка не как объект воспитательных воздействий, а обеспечивая активность субъекта в собственном развитии.

Особая роль при организации подобной работы с детьми отводится эмоциональному типу обучения (эмоциональная реакция обучаемого на происходящее), ведь именно такой тип обучения создает высокий эмоциональный фон деятельности, повышает значимость усваиваемой информации и способствует становлению у ребенка позиции созидателя в отношении собственного здоровья и здоровья окружающих. При таком подходе обучение заканчивается эмоциональным удовлетворением, вызванным чувством достижения успеха и внутренним осознанием своей компетентности, а значит навыки ЗОЖ, полученные ребенком, останутся с ним и будут значимы всю жизнь.

Основной формой образовательной работы с детьми, обеспечивающей высокий эмоциональный подъем, были и остаются развлечения, досуги и праздники. Поэтому сегодня, в рамках рассматриваемой темы, предлагаем Вашему вниманию здоровьесберегающий досуг «Осторожно — микробы!», разработанный Карамышевой Светланой Анатольевной, воспитателем МБДОУ «Детский сад № 10 «Жемчужинка» п. Гранитный Новоорского района Оренбургской области.

Цель: Формирование интегративных качеств личности детей старшего дошкольного возраста в досуговой здороваьесберегающей деятельности.

Задачи:

1. Закреплять представления детей о значении для здоровья санитарно-гигиенических мероприятий.

2. Формировать представления о таких причинах заболеваний как микробы.

ХОД ДОСУГА:

Дети получают письмо от Стобеда: «Дорогие ребята! Мне очень нужна ваша помощь… Выручайте!!!»

Дети отправляются в гости к Стобеду (в музыкальный зал).

Стобед: Здравствуйте, ребята! Спасибо, что пришли на помощь! Я бы без вас никак, я бы без вас пропал!!!

Дети: Здравствуй, Стобед! Мы получили твое письмо и всегда рады помочь. Но расскажи в чем же дело, что случилось?

Стобед: Сегодня мне звонил Мойдодыр. Он хочет меня навестить. А я его жуть как боюсь, он, говорят, такой серьезный, такой строгий.

Ведущий: Стобед, а о чем ты разговаривал с Мойдодыром? О чем он тебя спрашивал?

Стобед: Он спрашивал, когда я умывался и мыл руки, а я сказал, что не помню, что это было очень давно. Он, по-моему, рассердился… Спасите меня! Сделайте что-нибудь, чтобы Мойдодыр ко мне не приходил.

Ведущий: Да, задача не простая, но выполнимая. Только решать мы ее будем несколько по-иному. Спросим у ребят — Как помочь Стобеду?

Дети высказывают разные предположения о том, что можно сделать, чтобы Мойдодыр не пришел к Стобеду. Беседуем и задаем вопросы до тех пор, пока в ответах детей не прозвучит мысль о том, что надо научить Стобеда культурно-гигиеническим навыкам и это удивит и обрадует Мойдодыра.

Ведущий: Абсолютно верно! Мы не станем оправдывать перед Мойдодыром твое плохое отношение к своему здоровью, а вот научить тебя беречь его и заботиться о нем мы сможем.

Начнем с того, что научимся определять, что для здоровья вредно, а что полезно. Поиграем! Хлопайте, если я нозову полезное для здоровья и топайте, если вредное: умываться, драться, мыть руки, делать зарядку, ходить в грязной одежде, быть лохматым, мыться под душем, вытирать пыль, не чистить уши и т.п.

Хлопайте, когда я назову предметы, которые помогают нам ухаживать за собой и топайте, если наоборот: мыло, мусор, полотенце, пыль, шампунь, веник, зубная щетка, лужа, ножницы, карандаш, расческа, швабра и т.п.

Если возникает спорная ситуация, ребенок должен обосновать свою позицию, почему он считает вредным-полезным то или иное действие (тот или иной предмет).

В ходе игр Стобед ошибается. Дети помогают, объясняют правильность выбора.

Ведущий: Отлично! А теперь мы потренируем те действия, которые необходимо выполнять, чтобы быть здоровым. Я буду называть слова, а вы — показывать движения: чистить зубы, мыть руки, стирать, вытираться полотенцем, делать зарядку, причесываться и т.п.

Дети демонстрируют движения.

Ведущий: Молодцы, ребята, молодец, Стобед! Никто не ошибся.

Стобед (чуть не плача): А как же быть со всеми моими вещами?!? У меня вот тут три тазика и в них столько всего лежит… Я туда складываю и складываю все подряд, уже и помню, что куда положил. Не думаю, что такая свалка понравится Мойдодыру. Ребята, сможете ли вы определить, что здесь нужное, а что нет?

Ведущий: Наши ребята самые умытые, причесанные и опрятные в мире! Они разберут твои тазики даже с завязанными глазами.

С завязанными глазами, под музыку дети наощупь выбирают из зубные щетки, тюбики зубной пасты, мочалки, мыло и другие предметы личной гигиены.

Дети: Посмотри, Стобед, мы твое задание выполнили.

Стобед: Спасибо, ребята, сам бы я не справился. Теперь можно и поиграть.

Игра-эстафета «Перенеси предметы» (две команды переносят выбранные из тазиков предметы на столики в другом конце зала).

Стобед: Какие вы ребята ловкие, умелые и веселые. Мне очень понравилось с вами играть. Давайте сыграем еще в одну игру?

Каждый ребенок берет из коробки один предмет. Под музыку дети двигаются по залу врассыпную, с окончание музыки дети встают парами так, чтобы предметы в их руках подходили друг другу (мыло — полотенце, паста — щетка, веник — совок и т.д.).

Стобед: Ох! Я совсем забыл… Перед вашим приходом я включил машинку стирать белье. А что теперь-то с ним делать, я совсем не знаю.

Дети вешают и закрепляют с помощью прищепок лежащее в тазиках белье. Затем можно предложить конкурс, кто быстрее снимет белье и аккуратнее его сложит.

Стобед: А что потом делают с бельем, когда оно высохнет?

Дети рассказывают, что когда белье становится сухим, его гладят. Утюг разглаживает морщинки на вещах и они становятся гладкими и красивыми. А еще горячий утюг — защита от микробов. Микробы погибают в местах, которых касался горячий утюг.

Игра: Дети разглаживают утюжками атласные ленты, лежащие на полу.

Стобед: И все таки, зачем все это нужно — мыть руки, умываться, стирать белье, убирать в комнате? Может быть, можно обойтись и без этого?

Дети отвечают.

Стобед: А может лучше подружиться с микробами и все будет в порядке.

Ведущий: Да, с некоторыми можно и нужно подружиться, но многие микробы очень коварные, поэтому необходимо соблюдать правила гигиены.

Вот как раз один из них к нам приближается!

Появляется Микроб. В руках у него двухлитровая плстиковая бутылка с прозрачной водой и яркий полиэтиленовый пакет.

Микроб: Здравствуйте! Милые ребятишки, я принес вам водички. Хотите пить?

Микроб отворачивается от детей и громким шепотом сообщает, что воду в бутылку он набрал в луже около дороги. микроб переворачивает бутылку и вода в ней становится темно-синей (на крышке бутылки была краска). Он наливает воду в пластиковый стаканчик и предлагает детям попить.

Ведущий: Ребята, будьте осторожны! Посмотрите, что произошло с водой!

Дети отказываются от воды. Тогда Микроб предлагает им «угощение» из пакета — банан в потемневшей, попортившейся кожуре, надкусанную шоколадку и т.п. Дети отказываются и от угощений. 

Стобед возмущенно прогоняет Микроба.

Стобед: Микроб хотел обмануть нас, но ничего у него не вышло. Почему вы ему не поверили? Вы знакомы с Микробом? Где вы его видели?

Дети отвечают, что видели микробов в микроскоп, что они живут там, где грязь.

Ведущий: Ребята, микробы бывают разные. Одни живут на грязных руках, другие могут находиться в слюне больного человека или животного. Когда капельки слюны больного человека или животного попадают в нос или в рот здорового человека, он может заболеть. Это случается, когда больные чихают или кашляют около вас; когда больная кошка облизывает вас. Заболеть можно, если есть с больным человеком из одной тарелки или пить из одного стакана. Подскажите, как нужно поступить в следующих ситуациях:

Детям предлагают проблемные ситуации «Завтракаем с Дружком», «Яблоки из магазина», «Ехал в транспорте больной» (театрализованная деятельность детей и взрослых).

Стобед благодарит детей за помощь и вручает подарок — наборы для изготовления фигурного мыла.