Конспект НОД "Путешествие по выставочным залам Оренбуржья" (для детей 6-7 лет)

16 Мар 2012, Автор: admin

Предлагаем Вашему вниманию конспект НОД по формированию краеведческих представлений у детей старшего возраста с интегрированным решением задач экологического воспитания.

Цель: формировать у детей понятие о взаимосвязях и взаимодействиях в природе; знакомить с особенностями родного края.

Задачи:

— познакомить детей с богатствами родного края, развивать интерес к изучению родного края;

— закрепить знания о правилах поведения в природе, развивать эмоционально положительное отношение к природе;

— подводить детей к умению делать выводы и умозаключения, правильно обосновывая их, формировать вопросы и отвечать на них, развивать умственные действия с предметами, схемами, моделями;

— воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к человеческому труду;

— приобщать к ценностям здорового образа жизни.

Материал: выставка хлебобулочных изделий, свежий каравай, карта Оренбургской области, знаки-символы с изображением правил поведения в природе, карта-схема, геометрические фигуры разной величины и цвета, образцы каменной и поваренной соли. У каждого ребенка лупа, микроскоп, макет Соленого озера, фломастеры, заготовки бумаги  1 Ох 10, стаканы.

Предварительная работа: рассматривание альбома о родном крае, беседа о достопримечательностях, обратив внимание на труд хлеборобов, пекарей, эксперимент с темной тканью и солевым раствором.

Связь с предыдущим опытом детей: экскурсия в краеведческий музей, беседа с детьми по теме: «Как я провел лето?»; совместные зарисовки детей и родителей по теме: «Мои воспоминания об отдыхе» с целью закрепления знаний о поездке в деревню, на рыбалку, на море, на озеро в г.Соль-Илецк.

Образовательная деятельность начинается в групповой комнате.

Воспитатель: Ребята, а вы не забыли, для чего сегодня принесли лупы, фломастеры?

Дети: Определяют сами примерно: рисовать, что-то рассматривать.

Воспитатель: Сегодня мы будем путешествовать. Согласны?

Дети: Да.

Воспитатель: (напоминаю, чтобы дети ничего не забыли)

А главное — взять хорошее настроение.

(дети медленно спускаются со 2-го этажа на 1-ый в кабинет экологии)

Воспитатель по пути беседует с ними:

Что такое Родина? (где ты родился, вырос)

Назовите нашу столицу (Москва)

А в каком городе вы живете? (Оренбург)

Как называют наш край степной? (Оренбургский)

Улица на которой стоит наш детский сад (Дружбы) /» Красиво? (дети счастливы…)

Все дружно подходят к кабинету-экологии.

Воспитатель: (тихо) Если, вы сегодня будете вести себя достойно, дружно, работать все активно, я обещаю вам сюрприз.

(Предлагаю детям по условным знакам быстро перечислить правила поведения в гостях)

Дети:

1. ничего не трогать рукам

2. осторожно стекло

3. опасные объекты

4.   не шуметь

5.   помогать друг другу

6.   иглистые

Воспитатель: Путешествовать мы будем по данной карте-схеме:

Назовите, чтобы это значило?

Дети: что-то желтое: может листья, колос, трава (степь) зеленое: цветы (природа) синее: море, реки (вода)

Воспитатель: Предлагает детям посмотреть друг на друга, все ли они опрятны, красивы. Предлагает улыбнуться! И в путь!

Дети проходят в кабинет-экологии, где условно разделено ширмой 3-й выставочных зала.

Воспитатель: Какой по счету зал?

Дети: Первый (1)

(предлагаю детям вдохнуть аромат и самостоятельно определить запахи)

Дети: Хлебом пахнет. Вкусно. Зерном.

Воспитатель: Какой запах? Дети: сладкий, душистый.

(предлагаю выставку хлебобулочных изделий из разных сортов муки; разных по величине и форме)

Воспитатель: Посмотрите, ребята какой по форме хлеб бывает?

Дети: Круглый большой, маленький;

Кирпичик большой, маленький, длинный, узкий;

Батон овальный, нарезной, с изюмом.

Воспитатель: А по цвету?

Дети: Белый; Темный; Ржаной; Отрубной; Зерновой

Воспитатель: А почему их так разделили?

Дети: Белый — из пшеничной муки; Ржаной — из ржаной муки; Отрубной — из отрубей;

Воспитатель: Назовите пословицы о хлебе:

Дети:

Хлеб — всему голова;

Без печки холодно — без хлеба голодно;

Без труда — хлеб не родится никогда.

(прошу детей объяснить последнюю пословицу, что значит «Без труда — хлеб не родится никогда»)

Дети: Зерно сеют, пшеницу косят, молотят и пекут из муки хлеб.

Воспитатель: А как называют людей, которые выращивают хлеб?

Дети: Хлеборобы

Воспитатель: А кто печет нам хлеб?

Дети: Пекари, кондитеры

(предлагаю физкультминутку: «Мы хлеборобы: сеем, косим, молотим хлеб»)

Воспитатель: Ребята, а вам сейчас покажу и угощу хлебом с тмином и зернами подсолнечника.

(предлагаю детям на палочки кусочки хлеба и предлагаю определить вкус, запах, цвет)

Дети: Определяют

Воспитатель: Как ласково можно назвать хлеб?

Дети: Хлебушек, хлебец, хлебчик

Воспитатель: Молодцы. Вот хлеб вы любите. А вот вам задание:

№1. Нарисуйте на ваших листочках колос хлеба, который только растет? №2. Созревший колос пшеницы. №3. Зрелый уже колос.

Воспитатель: Чем отличается колос пшеницы от ржи?

Дети: У ржи усики

Воспитатель: Сколько рисунков сделано? Все участвовали?

Дети: Да, 10

(предлагаю сложить отдельно колосья пшеницы от ржи)

Воспитатель: Что получилось?

Дети: Хлебные поля

Воспитатель: А хлеб полезен? Как его беречь?

Дети: Без хлеба не будет сил, его нельзя бросать, играть им, а крошки отдавать птичкам.

Воспитатель: Молодцы! Будете беречь и любить хлеб? Будете ценить труд хлебороба, пекаря? Почему на карте-схеме был желтый круг?

Дети: Цвет хлеба, степи

(предлагаю перейти во 2-ой зал)

Воспитатель: По счету какой выставочный зал?

Дети: Второй (2)

(предлагаю в воздухе изобразить цифру 2)

Воспитатель: Почему на карте-схеме был зеленый круг?

Дети: Это живая природа

Воспитатель: Тогда скажите, а чем природа здесь отличается от природы на улице сейчас?

Дети: На улице от мороза все замерзло: цветы, почва, опали листья

Воспитатель: А что осталось там зеленое?

Дети: Сосна. Она вечно зеленая

Воспитатель: Может ли растаять почва сейчас?

Дети: Нет, морозы, теперь до весны

Воспитатель: А у нас какая почва?

(предлагаю подойти к столу, где стоят баночки с разной почвой, достать лупы и посмотреть)

Сначала у себя, потом у товарища рядом. Что увидели?

Дети: Описывают почву: чернозем, перегной, смешанная с солью, с песком, глина Воспитатель: Какую из этих почв мы можем использовать под посадку рассады цветов? Дети: Чернозем, с песком Воспитатель: А с солью, перегноем, глиной?

Дети: Нельзя, так как в соленой почве плохо растут растения; а от перегноя сгорят.

(предлагаю потрогать руками и определить на ощупь какая почва сухая, влажная, глина)

Воспитатель: С почвой мы разобрались. А какие это знаки?

Дети: Опасные растения, ядовитые, колючие. С ними надо быть осторожнее.

Воспитатель: Можно ли их держать дома, в детском саду?

Дети: Можно, но нам подходить к ним нельзя

Воспитатель: Сколько у нас здесь ядовитых растений?

Дети: 2

Воспитатель: А с шипами, иголками?

Дети: 4

Воспитатель: Предлагаю детям найти на выставке:

1.      растения с опущенными листьями (фиалки и т.д.)

2.      гладкие, тонкие листья

3.      гладкие, толстые листья 4.

Даю возможность рассмотреть в микроскоп и описать (дети делают это по очереди)

Воспитатель: Ребята, а как вам тут дышится? Дети: Легко

Воспитатель: А хотите создать свой необычный цветок?

(предлагаю из геометрических фигур составить цветы)

Задание: Представить цветок, составить его и дать название.

(звучит классическая музыка)

Воспитатель: Опрашивает детей:

1.   Название цветка

2.   Из каких геометрических фигур состоит?

Дети: Дети работают активно

Воспитатель: А как вы думаете, если мы пока путешествуем, оставили цветы полюбоваться посетителям другим, согласны?

Дети: Да

Воспитатель: Мы потом приведем сюда своих родителей

(предлагаю детям физкультминутку: вдохнуть воздух; выпрямить спину как колокольчик; покачаться от ветра; вправо-влево; вперед-назад)

В путь!

Воспитатель: Какой круг остался на карте-схеме? (по памяти)

Дети: Синий

Воспитатель: А по счету?

Дети: Третий (3)

Воспитатель: Что же здесь может быть? Дети: Вода

Воспитатель: А вода нужна нам?

Дети: Без воды нет жизни. Вода нужна всем

Воспитатель: А вспомните: вот где мы сейчас были разве нужна вода? Мы не видели ее

Дети: Нужна цветам, а то они засохнут и пропадут. Зверям, птицам, человеку, всем живым нужна вода

Воспитатель: А хлебу зачем вода?

Дети: Колос растет, хлеб когда вымешивают в опару нужна вода

Воспитатель: Молодцы! А где ее много? Дети: В реке, море, океане, луже

Ну а в пустыне воды нет, а верблюд живет

Дети: У него запас в горбу

Воспитатель: Правильно — вот она водичка

(предлагаю подойти к столам, где стоят стаканы, лежат трубочки)

Нас сколько?

Дети: 10

Воспитатель: А стаканов?

Дети: (считают) 8

Воспитатель: Что делать?

Дети: Мы будем вместе

(определяются кто с кем)

Воспитатель: Вода по цвету какая?

Дети: Бесцветная

Воспитатель: (предлагаю на вкус через трубочку) Какая на вкус?

Дети: Кислая — 2; соленая — 1; сладкая — 5

Воспитатель: Почему так?

Дети: Добавили: соль, сахар, лимонную кислоту

Воспитатель: Ну, молодцы! А почему нельзя было с одной трубочки попить?

Дети: Можно заболеть, не красиво

Воспитатель: Почему в магазине продают цветную воду?

Дети: Добавляют красители

Воспитатель: Ребята, вот здесь на тарелочках соль, потрогайте какая она ощупь?

Дети: Мелкая, крупные кристаллики

Воспитатель: Это поваренная соль, которую мы кушаем. Чтобы не болеть мы кушаем соль с йодом (йодированная соль)

(предлагаю индивидуально повторить)

Я вам сейчас расскажу о Соленом озере у нас в Оренбургском крае. Находится оно в г.Соль-Илецк, вот так оно выглядит (предлагаю макет озера), это озеро Развал. Почему?

Дети: (предполагают) Образовалась яма

Воспитатель: На дне озера большие запасы соли, когда соли много выбрали, образовалась воронка (вот такая), и заполнилось водой из почвы. В нем можно купаться. Но что будет с нашей кожей? Как вы думаете?

Дети: Все будет в соли

Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим на ткань, которую мы вчера намочили в соли. Вот она (дети описывают самостоятельно)

Воспитатель: Вот так и тело, нужно после соли помыть несоленой водой.

(предлагаю провести эксперимент)

2-е банки по 1,0 литру наполнены до половины водой. В одну (дети засыпают 5 ложек соли, а во вторую 10 ложек) берем яйцо и делаем вывод:

«Яйцо не тонет, где много соли» Почему?

Дети: предполагают

Воспитатель: Видите, ребята, почему яйцо в одной банке тонет, а в другой нет?

Дети: предлагают разные версии

Воспитатель: Соль выталкивает яйцо из воды (предлагаю показать, как выталкивает соль яйцо). Вот так и на озере Развал нельзя утонуть, потому что соль выталкивает человека.

Воспитатель: Можно ли без взрослых купаться на озере?

Дети: Нельзя, соль может попасть в глаза, уши

Воспитатель: Интересно! Как озеро называют? (Развал)

Провожу анализ: что интересного вы узнали?

Дети: Хлеб бывает разный и даже с семечками (зернами). Всем нужна вода и хлеб. Соленое озеро «Развал»

Воспитатель: В чем проявилась ваша дружба, взаимопонимание

Дети: Мы все делали вместе, сообща

Воспитатель: А теперь сюрприз

Липовый чай для здоровья и булочка «кренделек». Будем кушать в группе. Почему?

Дети: грязные руки, надо сначала помыть; кушать надо аккуратно за столом, не сорить

Воспитатель: Всего доброго. Молодцы!

Длительность — 30 минут.

Ищите на сайте презентационный фильм, подготовленный в рамках проекта по патриотическому воспитанию дошкольников «Мой Оренбург»