3. Тренинг для педагогов «Знание и познания…»

21 Июн 2012, Автор: admin

3. Тренинг для педагогов «Знание и познания…»

Думаете, что троны и короны в нашем мире достаются самым умным? Ошибаетесь. Гораздо больше шансов стать успешными в жизни у эмоционально одарённых людей, тех у кого достаточно хорошо развит эмоциональный интеллект. Как вы думаете, почему? (Воспитатели высказывают точку зрения по данному вопросу)

Не будет лишним напомнить, что в понятие «эмоциональная    одаренность» или «душевные качества» входят не только межлично-стные свойства, как общительность, способность к сопереживанию, но и качества, оносящиеся к управлению своей внутренней жизнью: контроль эмоций, умение ждать (Феномен: «Умение «запаздывать» в получении удовольствий»), чувство собственного достоинства.

Феномен: «Умение «запаздывать» в удовольствии».

В одном замечательном исследовании Мишеля Волтера участвовала группа  четырёхлетних детей. Им раздали разноцветные мармеладки, причём малыши имели право их съесть, пока взрослые выйдут из комнаты. Но если они вы-терпят и не съедят свои мармеладки пока взрослых не будет, то получат по две вместо одной. Исследователи вновь вернулись к этим детям… через двадцать пять лет, и   оказалось, что те, кто в четыре года смог вытерпеть дольше других, так сказать «запоздать» в получении удовольствия, во взрослой жизни оказались более успешными. (Критерии по которым оценивалась успешность в жизни: карьера, зарплата, семья, дружба, романтические отношения).

Что такое «эмоциональный интеллект»?

Одно из многочисленных определений «эмоционального интеллекта» следующее: «Эмоциональный интеллект (EQ) — группа ментальных способностей, которые участвуют в осознании и понимании собственных эмоций и эмоций окружающих людей».

Люди с высоким (EQ) хорошо понимают свои чувства и чувства других людей, могут управлять своей эмоциональной сферой, и поэтому в обществе их поведение более адаптивно и они легче добива-ются своих целей во взаимодействии с окружающими.

Пять главных составляющих (EQ).

* Самосознание.

* Самоконтроль.

* Эмпатия.

* Навыки отношений.

* Мотивация.

Дискуссия Можно ли развить «эмоциональный интеллект»?

По поводу возможности развития (EQ) в психологии существует два отличительных друг от друга мнения. Ряд учёных (к примеру Джон Мейер) придерживаются позиции, что развить (EQ) невозможно, поскольку «это относительно устойчивая способность» (биологические предпосылки «формирования (EQ)»: правополушарный тип мышления, свойства темперамента), однако увеличить эмоциональную компетентность путём обучения вполне возможно.

Их оппоненты (в частности Д. Гоулман) считают, что EQ развить возможно.

«Гимнастика чувств»

«В коммуникациях между людьми существует некое семантическое поле, которое начинает проявляться когда «две реальности» приближаются друг к другу (это ввод информации, сказывающейся на психическом, эфирном и эмоциональном состоянии другого человека». Антонио Минегетти

Г.Экман «сделал из эмоций науку», поэтому в один час, даже день, не изложить все «нюансы проявления эмоций, чувств»; пробы развития (EQ),но всё же…

Упражнения: «Зато…», «Ты, такой (такая же, как я, у тебя…», «Я очень отличаюсь от тебя…» (нейтрализация негативных эмоций, чувств.)

Мимика это очень ценный источник информации для того, кто умеет отличить «искреннее выражение лица от ложного». «Мимика человека может и лгать, и «говорить правду»… и делать то и другое одновременно». «Истинные эмоции, чувства отражаются на  лице человека»… мимика может быть непроизвольной, как следствие той или иной эмоции, «всплеск чувств».

«Человек в состоянии контролировать своё выражение лица (мимику), намеренно вводя людей в заблуждение».

Из тренинга  К. Станиславского.

«Лучеиспускание », «Лучевосприятие » (микромимика)

— Упражнение: «Найди предмет». (У меня — нет!..)

— Упражнение: «Словесное воздействие».  ( Упражнение на рождение: «эмоционально окрашенного слова», эмоций, на развитие коммуникативных способностей ).

Диалоги: — Пойдём?..  — Ладно!

— Иди сюда.  — Нет!..

— Отдай!..    — Нет!..

Упражнения на развитие эмпатии.

Упражнение № 1.

Цель: определить эмоцию (чувство) человека (не видя лица, со спины).

Упражнение № 2. «Иностранец ».

Цель: развить умение «распознавать» эмоцию, выраженную пантомимикой.

Упражнение № 3.

«Музыка — стенография чувств».

Психологами, педагогами, режиссерами — знатоками актёрского мастерства  разработано множество интересных и действенных упражнений и игр, направленных на развитие эмоциональной сферы человека, способствующих повышению уровня (EQ).