Анализ уровня готовности педагогов к инновационной деятельности

12 Окт 2012, Автор: admin

Предлагаем Вашему вниманию опыт внедрения инноваций МДОУ №453 г. Челябинска. В предыдущей статье мы рассматривали диагностические методики, применяемые в ДОУ для изучения уровня готовности педагогов к инновационной деятельности. В данной статье мы познакомимся с результатами диагностики, проведенной в ДОУ.

Количественный показатель благоприятности социально-психоло­гического климата коллектива составил 81%, что обозначает высокую степень благоприятности.

Анализ показал, что наиболее высокие индексы получили следующие свойства, характеризующие социально-психологический климат в ДОУ:

— с уважением относятся к мнению друг друга;
— чувствуют гордость за коллектив, если его отмечают руководители;
— преобладает бодрый, жизнерадостный тон настроения;
— в трудные минуты для коллектива происходит эмоциональное еди­нение.

Минимальные оценки коллектив дал таким параметрам, как:

— в коллективе существует справедливое отношение ко всем членам, поддерживают слабых, выступают в их защиту;
— в отношениях между группировками внутри коллектива существу­ет взаимное расположение, внимание;
— участливо и доброжелательно относятся к новым членам коллек­тива, помогают им освоиться.

Все характеристики имеют достаточно высокий показатель, то есть находятся в коридоре «свойство проявляется нередко» — «свойство про­является в большинстве». Таким образом, отмечается высокая степень благоприятности психологического климата в педагогическом коллекти­ве, но при этом коллектив дал невысокую оценку параметру «Доброжела­тельность в отношениях, взаимные симпатии», что обусловлено высоким уровнем эмоционального выгорания коллектива.

Результаты анкетирования педагогов детского сада «Потребности и мотивация педагогической деятельности» выглядят следующим образом:

Первоочередные потребности:

— потребность в уважении (приятно ощущать себя нужной ребятам);
— потребность в аффилиации (работа мне приносит радость);
— потребность в альтруизме (в результате моей работы ребята стано­вятся лучше);
— потребность в понимании (данная работа представляет возмож­ность глубже познать внутренний мир другого человека);

Отвергнутые потребности:

— потребность в опеке (моя воспитательная работа одобряется кол­легами);
— потребность в привлечении внимания (участвую в данной работе, нахожусь в центре внимания);
— потребность в избегании неудач (в этой работе мне легче всего добиться успеха);
— потребность в признании (выполняя данную работу, я пользуюсь уважением коллег).

Таким образом, педагоги на первое место в своих потребностях и мотивах ставят: потребность в уважении, аффилиации, альтруизме, пони­мании. Педагоги отвергают: потребность в опеке, в привлечении внима­ния, в признании.

Обработав результаты анкеты «Отношение к инновациям», мы по­лучили следующие результаты:

Позитивное отношение

Отношение с опаской

Негативное отношение

93%

(118 утверждений)

3%

(4 утверждения)

4%

(5 утверждение)

Таким образом, к инновационной деятельности положительно отно­сятся 93% педагогов.

Какие же условия влияют на отношение педагогов и нововведениям?

Позитивные условия:

— неудовлетворённость результатами образовательного процесса;
— потребность в творчестве, осознание происходящих перемен в об­ществе;
— положительная оценка творческих возможностей коллег;
— совпадение собственных воззрений с целями нововведений, нали­чие собственных идей, применимых в инновационном процессе;
— высокая степень информированности о достижениях педагогичес­кой науки;
— демократический стиль отношений в коллективе;
— практический опыт инновационной деятельности.

Негативные условия:

— несогласие воззрений педагога с сутью планируемых преобразова­ний;
— отсутствие других мотивов инновационной деятельности, кроме соображений престижа, материальной заинтересованности;
— авторитарным стилем руководства педагогическим коллективом;
— безразличное отношение;
— отсутствие значимых мотивов нововведений;
— отсутствие интереса к инновациям;
— отрицательная оценка творческих возможностей коллег;
— напряжённое отношение в коллективе.

В тесте «Удовлетворённость работой» мы получили следующие ре­зультаты:

Педагоги удовлетворены и вполне удовлетворены:

— дошкольным учреждением — 100%;
— работой — 85%;
— материально-технической базой — 80%;
— стилем взаимоотношений с руководителем — 96%;
— профессиональной компетентностью методистов — 88%;
— взаимоотношениями с коллегами по работе — 92%;
— психологическим климатом в коллективе — 89%;
— тем, как вы можете использовать свой опыт и способности — 89%.

Педагоги неудовлетворенны:

— учебно-методическим оснащением — 27%;
— работой- 15%;
— материальными и моральными стимулами — 46%.

Разделились мнения по утверждению — поиск новой работы:

— будут неудовлетворенны поиском новой работы — 54%;
— будут удовлетворены поисками новой работы — 46%.

Тест Стилберга-Ханина на тревожность показал, что состояние субъ­екта в данный момент времени, которая характеризуется субъективно пе­реживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервностью в данной конкретной ситуации, возникает как эмоциональная реакция на экстремальную или стрессовую ситуацию, может быть разным по интенсивности и динамичным во времени.

У 84% педагогов низкая ситуативная тревожность, то есть педагоги не испытывают особой тревоги. Можно так же предположить, что низкая тревожность, наоборот, характеризует состояние как депрессивное, с низ­ким уровнем мотиваций. Иногда низкая тревожность в показателях теста является результатом активного вытеснения личностью высокой тревоги с целью показать себя с лучшей стороны.

Под личностной тревожностью понимается устойчивая индивиду­альная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать до­статочно широкий «веер» ситуаций: как угрожающие, отвечая на каждую из них определённой реакцией. Как предрасположенность, личная тре­вожность активизируется при восприятии определённых стимулов, расце­ниваемых человеком как опасные для самооценки, самоуважения.

У 54% педагогов умеренная личностная тревожность, что свиде­тельствует о естественной и обязательной особенности активной деятель­ности человека.

С высоким уровнем личностной тревожности — 42% педагогов, от­носимые к категории высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма выраженным состоянием тревожности. Это даёт ос­нование предполагать у них появление состояния тревожности в разнооб­разных ситуациях, особенно когда они касаются оценки его компетент­ности и престижа.

Предложенный вариант деятельности методической службы ДОУ существенно влияет на качество и эффективность обучения и воспитания, на конечные результаты работы, поэтому вполне правомерно рассматри­вать её как фактор управления учебно-воспитательным процессом. Без взаимодействия с научным руководителем организация данного проекта была бы весьма затруднительна, так как корректное руководство такой деятельностью возможно только через взаимодействие науки и практи­ки. Внедрение инновационной технологии эффективно сказалось на изме­нении содержания методической службы и способствовало повышению уровня профессионального мастерства каждого педагога и деятельности коллектива в целом. Эта работа является началом существенных измене­ний в содержании дошкольного образования.

И.Ю. Матюшина, М.Н. Романенко