Анализ уровня готовности педагогов к инновационной деятельности
12 Окт 2012, Автор: adminПредлагаем Вашему вниманию опыт внедрения инноваций МДОУ №453 г. Челябинска. В предыдущей статье мы рассматривали диагностические методики, применяемые в ДОУ для изучения уровня готовности педагогов к инновационной деятельности. В данной статье мы познакомимся с результатами диагностики, проведенной в ДОУ.
Количественный показатель благоприятности социально-психологического климата коллектива составил 81%, что обозначает высокую степень благоприятности.
Анализ показал, что наиболее высокие индексы получили следующие свойства, характеризующие социально-психологический климат в ДОУ:
— с уважением относятся к мнению друг друга;
— чувствуют гордость за коллектив, если его отмечают руководители;
— преобладает бодрый, жизнерадостный тон настроения;
— в трудные минуты для коллектива происходит эмоциональное единение.
Минимальные оценки коллектив дал таким параметрам, как:
— в коллективе существует справедливое отношение ко всем членам, поддерживают слабых, выступают в их защиту;
— в отношениях между группировками внутри коллектива существует взаимное расположение, внимание;
— участливо и доброжелательно относятся к новым членам коллектива, помогают им освоиться.
Все характеристики имеют достаточно высокий показатель, то есть находятся в коридоре «свойство проявляется нередко» — «свойство проявляется в большинстве». Таким образом, отмечается высокая степень благоприятности психологического климата в педагогическом коллективе, но при этом коллектив дал невысокую оценку параметру «Доброжелательность в отношениях, взаимные симпатии», что обусловлено высоким уровнем эмоционального выгорания коллектива.
Результаты анкетирования педагогов детского сада «Потребности и мотивация педагогической деятельности» выглядят следующим образом:
Первоочередные потребности:
— потребность в уважении (приятно ощущать себя нужной ребятам);
— потребность в аффилиации (работа мне приносит радость);
— потребность в альтруизме (в результате моей работы ребята становятся лучше);
— потребность в понимании (данная работа представляет возможность глубже познать внутренний мир другого человека);
Отвергнутые потребности:
— потребность в опеке (моя воспитательная работа одобряется коллегами);
— потребность в привлечении внимания (участвую в данной работе, нахожусь в центре внимания);
— потребность в избегании неудач (в этой работе мне легче всего добиться успеха);
— потребность в признании (выполняя данную работу, я пользуюсь уважением коллег).
Таким образом, педагоги на первое место в своих потребностях и мотивах ставят: потребность в уважении, аффилиации, альтруизме, понимании. Педагоги отвергают: потребность в опеке, в привлечении внимания, в признании.
Обработав результаты анкеты «Отношение к инновациям», мы получили следующие результаты:
Позитивное отношение |
Отношение с опаской |
Негативное отношение |
93% (118 утверждений) |
3% (4 утверждения) |
4% (5 утверждение) |
Таким образом, к инновационной деятельности положительно относятся 93% педагогов.
Какие же условия влияют на отношение педагогов и нововведениям?
Позитивные условия:
— неудовлетворённость результатами образовательного процесса;
— потребность в творчестве, осознание происходящих перемен в обществе;
— положительная оценка творческих возможностей коллег;
— совпадение собственных воззрений с целями нововведений, наличие собственных идей, применимых в инновационном процессе;
— высокая степень информированности о достижениях педагогической науки;
— демократический стиль отношений в коллективе;
— практический опыт инновационной деятельности.
Негативные условия:
— несогласие воззрений педагога с сутью планируемых преобразований;
— отсутствие других мотивов инновационной деятельности, кроме соображений престижа, материальной заинтересованности;
— авторитарным стилем руководства педагогическим коллективом;
— безразличное отношение;
— отсутствие значимых мотивов нововведений;
— отсутствие интереса к инновациям;
— отрицательная оценка творческих возможностей коллег;
— напряжённое отношение в коллективе.
В тесте «Удовлетворённость работой» мы получили следующие результаты:
Педагоги удовлетворены и вполне удовлетворены:
— дошкольным учреждением — 100%;
— работой — 85%;
— материально-технической базой — 80%;
— стилем взаимоотношений с руководителем — 96%;
— профессиональной компетентностью методистов — 88%;
— взаимоотношениями с коллегами по работе — 92%;
— психологическим климатом в коллективе — 89%;
— тем, как вы можете использовать свой опыт и способности — 89%.
Педагоги неудовлетворенны:
— учебно-методическим оснащением — 27%;
— работой- 15%;
— материальными и моральными стимулами — 46%.
Разделились мнения по утверждению — поиск новой работы:
— будут неудовлетворенны поиском новой работы — 54%;
— будут удовлетворены поисками новой работы — 46%.
Тест Стилберга-Ханина на тревожность показал, что состояние субъекта в данный момент времени, которая характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервностью в данной конкретной ситуации, возникает как эмоциональная реакция на экстремальную или стрессовую ситуацию, может быть разным по интенсивности и динамичным во времени.
У 84% педагогов низкая ситуативная тревожность, то есть педагоги не испытывают особой тревоги. Можно так же предположить, что низкая тревожность, наоборот, характеризует состояние как депрессивное, с низким уровнем мотиваций. Иногда низкая тревожность в показателях теста является результатом активного вытеснения личностью высокой тревоги с целью показать себя с лучшей стороны.
Под личностной тревожностью понимается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий «веер» ситуаций: как угрожающие, отвечая на каждую из них определённой реакцией. Как предрасположенность, личная тревожность активизируется при восприятии определённых стимулов, расцениваемых человеком как опасные для самооценки, самоуважения.
У 54% педагогов умеренная личностная тревожность, что свидетельствует о естественной и обязательной особенности активной деятельности человека.
С высоким уровнем личностной тревожности — 42% педагогов, относимые к категории высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма выраженным состоянием тревожности. Это даёт основание предполагать у них появление состояния тревожности в разнообразных ситуациях, особенно когда они касаются оценки его компетентности и престижа.
Предложенный вариант деятельности методической службы ДОУ существенно влияет на качество и эффективность обучения и воспитания, на конечные результаты работы, поэтому вполне правомерно рассматривать её как фактор управления учебно-воспитательным процессом. Без взаимодействия с научным руководителем организация данного проекта была бы весьма затруднительна, так как корректное руководство такой деятельностью возможно только через взаимодействие науки и практики. Внедрение инновационной технологии эффективно сказалось на изменении содержания методической службы и способствовало повышению уровня профессионального мастерства каждого педагога и деятельности коллектива в целом. Эта работа является началом существенных изменений в содержании дошкольного образования.
И.Ю. Матюшина, М.Н. Романенко