Развитие сюжетно-ролевой игры дошкольников
27 Июл 2013, Автор: adminПредлагаем Вашему вниманию опыт работы воспитателя ДОУ №15 «Ладушки» г. Козельск Калужской области Ольги Юрьевны Борисенко по организации сюжетно-ролевой игры дошкольников:
Я работаю воспитателем в детском саду 19 лет и считаю свою профессию особенной. Воспитатель — человек, который большую часть своего времени отдаёт воспитанию и обучению детей. Мы воспитываем человечество. Именно от моего профессионального мастерства, от моих знаний и умений зависит, как будет развиваться цивилизация. Каждые четыре года около двадцати детей моей группы идут в школу. Насколько готовы они к школьному обучению зависит от их полноценного психического развития в дошкольном детстве. Психическое развитие ребёнка идёт не плавно, а скачкообразно, определёнными периодами и каждый последующий период возникает на основе предыдущего.
Главным в период дошкольного детства является формирование и развитие ребёнка как личности. Личностные качества формируются в активной деятельности и, прежде всего в той, которая на данном возрастном этапе является ведущей. Для дошкольного возраста ведущей деятельностью является игра. Именно развитие сюжетно-ролевой игры в наибольшей степени способствует психическому развитию ребёнка. Если ребёнок не доиграл в детском саду, то на следующем этапе — в школе — он будет испытывать серьёзные трудности.
Развивающее значение сюжетно-ролевой игры действительно при условии, когда сама игра достигает у дошкольника высокой степени развития. Поэтому главной целью своей работы я считаю достижение высокого уровня развития сюжетно-ролевой игры у ребёнка к концу дошкольного детства.
Чтобы сознательно руководить игрой и использовать её как средство воспитания и развития ребёнка дошкольного возраста, я изучила психологическую природу игры. Изучив работы зарубежных и отечественных психологов и педагогов, отметила основные структурные компоненты игры и особенности их развития на каждом возрастном этапе. Знания, действия и общение — необходимые элементы, обеспечивающие интересную игровую деятельность.
Чтобы повысить уровень развития сюжетно-ролевой игры, я выделила для себя три главных направления:
1. Обогащение детей представлениями об окружающем мире.
2. Формирование игровых умений.
3. Организация взаимодействия детей в игре.
В своей работе я пользуюсь принципом тематического планирования. Суть его заключается в том, что я выбираю тему, называю её, и все занятия — прогулка, разные виды игр, индивидуальная работа, работа в книжном уголке, свободная игра, чтение, беседы, взаимодействия с родителями — в той или иной степени продолжают эту тему. Такое построение позволяет учесть все принципы дидактики.
Выбирая тему сюжета, я исхожу из интересов детей, их знаний и опыта. Большую помощь мне оказывает в работе метод комплексного руководства игрой.
Обогащение детей представлениями об окружающем мире
Я придерживаюсь двух правил: первое — включение сведений, которые интересны ребёнку и могут быть использованы в игре. Например, как космонавт управляет ракетой, как готовится к полёту, как относится к ракете, как относится к экипажу, к своей семье. Второе правило предполагает очень сильную эмоциональную окраску происходящего. У героев моего рассказа что-то не получается или произошла какая-нибудь нелепица. Например, ракета изменила курс и попала на неизвестную планету.
Я превращаю процесс обучения в интересное и увлекательное занятие с помощью игровой мотивации, а также обеспечиваю детям естественный переход от обучения к игре.
Игровую мотивацию я создаю с учётом способов построения сюжетно-ролевой игры. Например, если в младшем возрасте сюжетно-ролевая игра характеризуется осуществлением игровых действий, следовательно, игровые приёмы я использую с учётом развития игровых действий: одушевляю игровой персонаж, который выступает партнёром ребёнка, использую предметы-заместители и т.д.
В среднем возрасте характерно принятие роли, поэтому я строю игровые приёмы на ролевом поведении. Например, дети в роли «бельчат» заготавливают «грибы».
Б старшем возрасте, когда сю-жетно-ролевая игра находится в фазе сюжетосложения при построении игровой мотивации, я объединяю различные события, действия героев из художественных произведений в общий сюжет, интересный для ребёнка и побуждающий к выполнению задания.
В своей работе я люблю применять коллективные формы занятий. Такая организация позволяет детям сравнивать свои действия с действиями других, поверить в собственные силы, стимулирует речевое общение со сверстниками, воспитывает доброжелательность и взаимопомощь.
Формирование игровых умений
При формировании игровых умений я использую всё многообразие игр с детьми и устанавливаю баланс между ними и свободной самостоятельной игрой. Игры позволяют мне развивать необходимые навыки и умения у каждого ребёнка, чтобы повысить его уровень игровой деятельности (сюжетосложение, режиссёрские, подвижные игры, игры-драматизации и т.д.)
Вместе с детьми мы продумываем и изменяем игровую среду в группе. Я учитываю возрастные и индивидуальные особенности детей, их половые различия.
Общаясь с детьми, я развёртываю игру так, чтобы дети усваивали новый, более сложный способ её построения. Я ориентирую ребёнка как на осуществление игрового действия, так и на пояснение игрового смысла партнёру. Формируя игровые умения в совместных играх, я создаю условия для самостоятельной детской игры.
Взаимодействие детей в игре
Для организации взаимодействия детей в игре я провела диагностику межличностных отношений детей в группе и, объединяя детей в разные диады, пришла к выводу, что наиболее благоприятными партнёрами, повышающими уровень игровой деятельности детей, являются сверстники с высоким социометрическим статусом и кооперативной установкой. Я старалась не допускать объединения детей с низким социометрическим статусом и детей с высоким социометрическим статусом. Такое объединение отрицательно сказывается на игровой деятельности обоих партнёров.
Для взаимодействия детей в игре большую роль играет формирование между ними положительных взаимоотношений. Я провожу беседы, индивидуальную работу с детьми, имеющими трудности в общении и поведении, развиваю коммуникативные умения детей, использую конструктивную деятельность со строительным материалом.
Особое внимание уделяю организации подготовительного этапа игры. Дети должны договариваться, как играть. Я искусственно удлиняю этот этап, чтобы обратить на него внимание детей. Я учу самостоятельно планировать содержание игры, распределять игровые предметы и роли, организовывать игровое пространство.
Если ребенок в старшем возрасте хорошо играет, то к концу дошкольного возраста он уже не столько играет, сколько договаривается, как играть.
Проведенная работа показала необходимость гибкой тактики руководства игровой деятельностью.
Сначала я играю индивидуально с каждым ребенком и выступаю в роли образца для подражания. На втором этапе я выступаю партнером двух-трех детей в совместной игре и действую с позиции равного партнера. Без общения с взрослым на равных ребенок не научится общаться со сверстниками и его стремление к самостоятельной жизни останется нереализованным. На этапе, когда дети самостоятельно организуют детскую игру, я наблюдаю за игровой деятельностью, помогая при необходимости советом. В самостоятельной игре ребенок выступает в роли взрослого, обучает других, творчески использует усвоенные знания и умения, контролирует и оценивает себя и других, что полезно для его психологической подготовки к школе.
Материалы контрольного эксперимента, проведенного мною в подготовительной группе, показали, что увеличилось число детей в играющих группах до 5-6 человек, игры стали более содержательными и длительными, игра перестала зависеть от одного ребенка-лидера, возросла инициатива всех тгроков. Умение прислушаться к партнеру, соединить его замыслы со своими привело к уменьшению конфликтов между дектьми.
Обогащение представлений об окружающем мире, формирование игровых умений детей, организация взаимодействия детей в игре и разные формы общения с детьми способствовали повышению уровня развития сюжетно-ролевой игры, а значит и развитию личностных качеств детей.
Свою работу я проводила в тесном контакте с родителями и сотрудниками нашего детского сада.
К сожалению, не все дети, выходя из моей группы, преодолевают замкнутость, вспыльчивость и агрессивность. Поэтому в дальнейшем я хочу шире использовать в своей работе такое направление как игротерапия, ведь игра не только развивает психические функции ребенка, формирует его личность, но и лечит.
Я на практике наблюдала, как игра со сверстниками и диалог с любящим и понимающим ребенка взрослым «лечит», изменяет поведение «агрессивного» малыша лучше всяких успокоительных лекарств. «Трудные дети», как мы их называем, — это дети, которых мы не понимаем.
Понять ребенка и, играя с ним, развивать в нем личность — вот основная цель моей работы как воспитателя.
Игра мне немного напоминает бабочку! На первый взгляд, она кажется простой и легкой, приносящей радость и удовольствие. Но при более близкомс рассмотрении открывается сложная структура строения, взаимосвязей и взаимодействия всех ее компонентов. Как невозможно перечислять многообразие цвета на крыльях бабочки, так невозможно перечислить все многообразие возможностей, которые открывает игра для развития ребенка-дошкольника.
Как бабочка удивительной красоты — это шедевр, результат творения природы, так и ребенок, достигнувший высокого уровня развития сюжетно-ролевой игры — это личность, результат творения воспитателя.
Я твердо уверена, что личностями не рождаются, личностями становятся. А для этого у наших детей есть все, но им надо помочь.
Если каждый воспитатель возьмет с собой волшебную бабочку по имени «Сюжетно-ролевая игра» и войдет вместе с ней в неповторимый мир детства, жизнь вокруг нас преобразится и станет еще прекрасней.
По материалам журнала «Игра и дети» (№7/2009)