Туризм в детском саду

16 Июн 2012, Автор: admin

ДЕТСКИЙ ТУРИЗМ В СИСТЕМЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ДОУ

Спорт, физическая культура — одни из самых эффективных средств профилактики заболеваний, укрепления здоровья, поддержания высокой работоспособности человека, профилактики психоэмоционального напряжения, а также нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения и подготовки их к защите Родины.

В период модернизации дошкольного образования педагогам ДОУ разрешено расширять   и углублять сеть   образовательных   услуг,   включая   в  режим   дня,   кроме программных, еще и другие виды занятий. Одним из таких новых видов может стать туризм в детском саду, который будет содействовать физическому, интеллектуальному, нравственному развитию ребенка.

Организация подобной работы в детском саду позволит углубленно решать следующие задачи образовательной области «Физическая культура»:

— расширять адаптационные и функциональные возможности детей путем развития основных органов и систем организма в ходе выполнения физических упражнений;

-совершенствовать естественные виды движений и обогащать двигательный опыт (учиться простейшим упражнениям туристского многоборья, выполнять двигательные задания педагога на ориентировку в пространстве);

—  развивать координационные способности и выносливость как основу физической подготовки ребенка — будущего туриста;

—  способствовать развитию психических процессов и расширять объем знаний в области физической культуры и туризма, краеведения;

—  формировать межличностные, в частности, дружеские отношения дошкольников в процессе игровой туристской деятельности, адаптированной к их возможностям.

В процессе решения данных задач воспитатель должен добиться, чтобы каждый ребенок почувствовал и полюбил движение, что поможет ему приобщиться к спорту,  к здоровому образу жизни, а значит будет способствовать становлению позиции созидателя в отношении собственного здоровья и здоровья окружающих.

Организуя в ДОУ прогулки-походы (пешие, на лыжах, санках, самокатах, велосипедах, экскурсионных автобусах) в природное окружение, необходимо создавать условия для реализации заложенной организмом дошкольника активности, потребности в самоутверждении, предоставлять ребенку уникальную возможность развиваться, обогащать двигательный опыт, формировать у дошкольников навыки здорового образа жизни.

Разработке вариативной программы по данному направлению может помочь знакомство с дополнительной программой «Играйте на здоровье» Л.Н. Во­лошиной, которая позволит педагогам ДОУ найти варианты использования элементов спортивных игр и упражнений для обеспечения организованной и самостоятельной деятельности детей на привале и в различных формах физкультурных занятий и туристских развлечений. Например, в сценарии прогулки-похода «Путешествие по сказочному лесу» могут быть исполь­зованы игры из раздела программы Л.Н. Волошиной «Футбол». Юные «туристята» попа­дают в сказку «Колобок», где находят много мячей и играют в игры в соответствии с сюже­том сказки: «Ловкие ножки», «Ловкие ребята», «Мяч под сетку». Для старичка Лесовичка («День леса») дети исполняют танец с теннисными шариками (раздел программы -«Теннис»), преодолевают «болото» по «кочкам» ракеткам для игры в настольный теннис, чтобы собрать «бусы» (мячи для настольного тенниса) для сказочного персонажа, выполняют игровые задания из программы, продемонстрировав как «веселая ракетка мячи кидаег метко» в играх «Огрази мяч», «Подбей мяч», «Попади мячом в цель». В ходе прогулки-похода «Следопыты» игры поискового характера организовывались, с опирой на полученные знания и умения в игре «Городки». Юные следопыты ориентировались на знаки, выложенные в виде фигур: «ворота», «стрела», «самолет», «бочка» и др. При органи­зации зимних прогулок-походов, туристских развлечений, физкультурных занятий апроби­рованы игры из программы «Играйте на здоровье» с зимней тематикой из разделов «Лыжи», «Санки», «Хоккей», «Скольжение по ледяным дорожкам». В сценарии по сказке «Заюшкина избушка» «туриетятам» помогали навыки ведения шайбы разными способами, а игра «Забей в ворота» — для оказания помощи зайчику в изгнании лисы, занявшей его избушку. В «Поиске волшебного сундучка» участники прогулки-похода выполняли задание расчистить завал (размещенные на лесной дороге шайбы) с помощью хоккейных клюшек и т.д.

Игры с элементами спорта из программы «Играйте на здоровье» Л.Н. Волошиной воспитатели ДОУ используют на физкультурных занятиях по единому сюжету «Мы туристы», которые проводятся в виде игры под сюжетный рассказ педагога. Также в час двигательной активности на длительном привале, включаются игры и соревнования с туристской тематикой: «Ловкий турист», «Болото», «Кто самый меткий», игры с элементами спорта.

Уже первые прогулки-разведки покажут Вам положительное влияние леса на самочувствие детей, их физическое, психическое и эмоциональное благополучие. Впоследствии, прогулкам необходимо придать вид туристских: приобрести туристическую палатку, походную аптечку, компасы, рюкзаки, коврики, пластиковые мини-лыжи, снегоступы по количеству детей, участвующих в походе, пополнить атрибуты для спортивных и подвижных игр, что значительно повысит интерес детей к туризму.

Совместно со старшим воспитателем, родителями педагогами ДОУ могут быть разработаны прогулки-походы за территорию ДОУ по темам:

—  «К тайнам природы»;

—  «В мире сказок и приключений»;

—  «Лесной стадион»;

—  «Туризм и экология»;

—  «Памятники истории и культуры»;

—  «Семейный туризм»;

—  «Туристская кольцевая ДОУ».

Для обеспечения эффективности данной образовательной работы старшим воспитателем разрабатывается перспективный годовой план по работе с родителями, что позволит родителям воспитанников принимать активное участие в организованных прогулках-походах. Данное взаимодействие в системе педагог -родитель наполняет прогулки-походы новым содержанием, позволяет использовать личный пример взрослых в физическом воспитании дошкольников. Подобная работа способствует изучению педагогами положительного опыта семейного воспитания в укреплении здоровья детей и пропаганде его среди родителей воспитанников.

Изучив психолого-педагогические разработки по данной теме, мы пришли к выводу, что туризм — это не просто рекреативная физическая культура, это нечто большее, чем отдых. Туризм в детском саду — это школа жизни для маленьких воспитанников, школа мужества, ведь каждый поход требует новых знаний и умений как от педагогов, так и от дошкольников.

Детские сады, практикующие на протяжении нескольких лет подобную форму работы с детьми отмечают, что детский туризм зарекомендовал себя, как эффективная форма активного отдыха, которая позволяет при минимальных затратах времени, увеличить резервы здоровья; восстановить силы, работоспособность, расширить функциональные возможности детского организма, обогатить двигательный опыт, пополнить объем знаний в области физической культуры, туризма, краеведения.

Предлагаем Вашему вниманию творческие наработками в теоретической подготовке детей на занятиях познавательного цикла на тему «Туризм» из опыта работы МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №23», г. Белгород.

Основы физической подготовки «туристят»

1. Развитие силы:

—  с сопротивлением партнера (упражнения в парах);

—  с преодолением веса предметов (детские штанга, гантели, набивные мячи, ядро, мешочки с песком);

—  с сопротивлением упругих предметов (эспандер, резиновый бинт);

—  с сопротивлением внешней среды (бег по траве, песку, воде, в горку, по пересеченной местности, по снегу);

— с преодолением веса собственного тела (подтягивание, сгибание и разгибание рук в упоре лежа, лазание по канату, поднимание туловища или ног, выпрыгивание вверх, приседание, упражнения на гимнастических снарядах и тренажерах).

1.2. Задачи силовой подготовки

— наибольшее внимание уделять развитию мышц живота и спины;

—  чередовать упражнения, способствующие развитию    силы различных групп мышц; начинать с упражнений, развивающих более мелкие группы мышц;

-регулировать нагрузку, сопротивления, амплитуду повторений. Упражнения тренировочного занятия.

2.  Развитие ловкости.

Задача: совершенствовать координацию движений.

Средства: игры — мини-футбол, баскетбол, настольный теннис, бадминтон, ловишки.

3.  Развитие выносливости — одно из важнейших качеств туриста.

Средства развития выносливости: ходьба, кроссовый бег, прыжки, ориентирование, ходьба на лыжах, плавание, спортивные и подвижные игры, аэробика.

Пешие прогулки-походы представляют собой один из важнейших организованных способов двигательной деятельности. Они могут включать следующие составляющие:

—  переход к месту отдыха с преодолением разных естественных препятствий;

—  наблюдение в природе и сбор природного материала;

—  беседа о лесе;

—  выполнение имитационных движений;

—  комплекс игр и физических упражнений, в том числе на полосе препятствий;

—  самостоятельные игры (на привале).

Структура и примерное содержание прогулки — похода в лес для детей 5 — 7 лет

I часть. Сбор и движение до первого привала (30 мин.).

II часть. Остановка, привал (10-15 мин.).

III   часть. Движение по разработанному маршруту, комплекс игр и физических
упражнений (25-30 мин.).

VI часть. Самостоятельная деятельность детей (15-20 мин.). V часть. Сбор детей и возвращение в детский сад (20-25 мин.) Пешие прогулки-походы с детьми старшего дошкольного возраста проводим на расстояния 1,5-4 км, длительностью 1 -3 часа.

Были разработаны правила поведения во время туристских походов:

—  строго подчиняться воспитателю;

—  без разрешения не рвать растения, не собирать грибов и ягод;

—  не оставлять товарища в беде, всегда приходить к нему на выручку, помогать слабому;

—  оставлять место отдыха всегда чистым.
Инструкция по охране жизни и здоровья детей:

—  туристический поход проводится только после тщательного изучения маршрута;

—  с детьми идут не менее двух взрослых;

—  одежда дошкольников должна соответствовать сезону;

—  каждый взрослый должен знать ядовитые грибы, ягоды, травы, растущие в данной местности; изучить содержание аптечки и правила пользования ею, чтобы при необходимости оказать первую помощь;

—  при  переходе  улиц,   больших  дорог,   перекрестков,   необходимо  соблюдать правила дорожного движения;

—  в походе учитывать индивидуальные физические возможности детей. 

Подготовлено по материалам  Т.И. Селюковой, старшего воспитателя МДОУ д/с общеразвивающего вида №23, г. Белгород