Значение дидактической игры для развития дошкольников

22 Авг 2012, Автор: admin

Дидактическая игра давно присутствует в работе педагогов и психологов. Такие игры предполагают самообучение в процессе игры. Усвоив правила игры, ребенок самостоятельно тренируется в выполнении каких-либо операций или применении своих знаний для осуществления игрового процесса. Популярность подобных игр и упражнений обусловлена доступностью для понимания детьми правил и высокой эффективностью в обучении, воспитании и развитии.

В обучении и развитии основными задачами являются следующие:

— формирование активности психических процессов, развитие их интенсивности;

— обучение навыкам реализации операция классификации и обобщения;

— развитие умения подбирать подходящие варианты решения поставленных задач;

— воспитание любознательности, активизация познавательных интересов, расширение кругозора;

— формирование целостной системы представлений о признаках и явлениях.

Развитие психических процессов, особенно мышления и речи, требует постоянных упражнений и усложнения выполняемых операций. Дидактические игры позволяют эффективно систематизировать знания, воспитывать самостоятельность в обучении. Кроме того, игра является ведущей деятельностью в период дошкольного детства. Поэтому использование игровых приемов поможет сделать обучение более интересным для детей. Только эмоционально насыщенная деятельность привлекает внимание малышей-дошкольников. Красочные настольные или веселые словесные игры сделают образовательную деятельность невероятно увлекательной.

Самыми простыми дидактическими играми являются различные варианты лото, домино. Также популярны различные игры на классификацию, например, «Четвертый лишний», «Найди пару» и другие. Здесь необходимо объединять предметы по каким-либо признакам и исключать неподходящие варианты. Такие игровые действия отлично развивают мышление, внимание и прочие психические процессы.

При помощи игр с дидактическими игрушками можно развивать малышей даже младшего дошкольного возраста. Такие игры способствуют сенсорному развитию и формированию основных эталонов по различным признакам (цвет, форма).

У старших дошкольников можно успешно формировать навыки выполнения логических операций и звукового анализа. Для этого организуются словесные и наглядно-словесные игры дидактической направленности. Кроме того, если дети играют коллективно, это может стать отличным способом развития нравственных качеств личности, способствующих адаптации в социуме.

Игра позволяет приобрести собственный опыт выбора действий и знаний из своего багажа, а также приобрести навыки, необходимые для решения конкретных задач и выполнения мыслительных операций.

Кстати, уже сейчас можно позаботиться о том, чтобы Новогодние чаепитие было сладким и счастливым (а ведь оно совсем уже не за горами, только кажется, что не скоро, а время-то летит…). Фирма, поставляющая новогодние подарки детям уже готова предложить к ознакомлению свой ассортимент.