Национально-региональный компонент в художественно-эстетическом воспитании дошкольников

19 Мар 2012, Автор: admin

Федеральные государственные требования в пункте 2.7 обращают наше снимание на то, что в части программы, формируемой участниками образовательного процесса, необходимо отразить специфику национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс.

В связи с чем возникает необходимость поиска способов реализации национально-регионального компонента при решении задач разных образовательных областей.

Предлагаем Вашему вниманию конспект НОД по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста, подготовленный воспитателями МБДОУ «Октябрьский детский сада «Берёзка» Оренбургской области Рублевой Т.И. и Чуприной А.В.

Тема: Знакомство с творчеством оренбургского художника Л.В.Попова

Цель: Формирование ценностного отношения к произведениям изобразительного искусства.

 Задачи:

1. Способствовать глубокому познанию и осмыслению явлений и событий, пониманию их образного воплощения в картине, учить детей действиям анализа и синтеза.

2. Развивать навыки эстетического восприятия и эстетической оценки произведений изобразительного искусства, развивать воображение, чувство цвета, эстетическое отношение к окружающему.

3. Вызвать эмоциональный отклик, интерес к творчеству оренбургского художника, бережное отношение к природе.

Планируемые результаты:

1. Овладение информацией о творчестве оренбургского художника Л.В. Попова.

2. Эмоциональное восприятие содержания картины, музыкальных и литературных произведений

3. Развитие наблюдательности, произвольного внимания, эмоциональной отзывчивости.

Оборудование и материалы: репродукция картины Л.В.Попова «Луга затопило», карточки к игре «Разрезные картинки», бумага, кисти, краски

Подготовка к НОД: знакомство с репродукциями художников разных жанров, беседа о временах года, чтение рассказов, стихов и загадок о временах года, слушание музыки

Методические приёмы: рассматривание репродукций, обращение к личному опыту

Музыкальный ряд: отрывки из произведений П.И.Чайковского «Времена года» («Баркарола» и «Подснежник»)

Литературный ряд: Л.Н.Толстой «Пришла весна»С.Я.Маршак «Февраль»

Зрительный ряд: альбом «Виды Оренбурга»: из коллекции Оренбургского краеведческого музея, альбом «Художник Л.В.Попов» из коллекции Оренбургского музея изобразительных искусств, репродукции картин

План:

1. Вступительная часть. Мотивация  деятельности детей.

2. Основная часть.

2.1. Экскурсия в музей изобразительных искусств.

2.2. Рассматривание экспозиций с произведениями Л.В. Попова  при сопровождении экскурсовода

2.3. Самостоятельная работа детей  по изодеятельности.

3. Заключительная часть.

3.1. Коллективный просмотр рисунков детей.

3.2. Анализ работ детьми и педагогом.

Дальнейшая проработка темы:

1. Организация выставки детских работ, или подборки произведений художника Л.В. Попова  для мини-музея

2. Подготовка  и проведение экскурсий в детском саду для гостей.

Ход НОД: 

Педагог: Здравствуйте, дети! Очень рада видеть всех вас! У нас сегодня необычное  и интересное путешествие. Мы сегодня пойдём смотреть картины Оренбургского художника Лукиана Васильевича Попова. Он жил в прошлом веке и написал много картин. Как вы думаете, где мы можем их увидеть? Как мы попадём в музей? (Поедем или пойдём на экскурсию)

Педагог: Ребятки, а кто скажет или вспомнит,  как нужно вести себя в музее, почему нельзя громко разговаривать, бегать, топать, трогать экспонаты руками?

Педагог: Вы видите в этом зале много произведений художника. В портретах Л.В. Попова потрясающая схваченность не только особенностей и характера изображенного, но и душевного его состояния, настроения. Несмотря на всю их разноплановость (например «Портрет жены в пестром платке» или «Крепкий сон»)  в них есть много общего – духовная сила, чистота, достоинство, открытость. Любовь и пристальное внимание к оренбургской природе позволили Л.В.Попову увидеть и передать марево разогретого степным солнцем воздуха, колючую свежесть морозца зимой, нежную зелень молодой травы, знойные просторы.

Л.В.Попов Портрет жены в пестром платке

Л.В. Попов Крепкий сон

— А какие картины понравились вам? Почему вы выбрали именно эту картину? О чём она рассказала вам?

Педагог: Посмотрите, здесь есть большая картина. Называется она «Луга затопило» На переднем плане мы видим людей, тепло одетых, которые стоят на берегу реки, у ограды. Просто пасмурный день, вдали по хмурому небу низко плывут тучки. И мы чувствуем, как ветер гуляет и по небу, и по воде и по берегу. Настроение людей невесёлое, наверное, они опасаются, что вода поднимется и затопит не только луга. Но они и не унывают, потому, что после разлива трава вновь зазеленеет, будет расти и цвести.

Л.В. Попов Луга затопило

А что вы  здесь увидели? Кто изображён на картине?

Кто эти люди и куда они пришли? Какое это время года? Почему люди смотрят на воду? Где луга? Хорошо или плохо, если река затопит луга? Почему вы так думаете? Художник изобразил солнечный или пасмурный день? Как вы поняли, что здесь изображена ветреная погода? Какими красками изображена природа? Есть ли здесь яркие краски? Что ими нарисовано? Кого же хотел выделить художник? Какое настроение у людей, изображенных на картине?

— А теперь давайте представим, что было до изображенного на картине события, кто хочет рассказать?

— А сейчас представим, что мы с вами тоже стоим с этими людьми. Что вы видите, что вы чувствуете? Что мы будем делать дальше?

Педагог: Мне эта картина понравилась тем, как художник реалистично написал природу весны: полноводная река затопляет луга, но снег уже растаял, и всюду появилась изумрудная трава. Как бы ветер не прятал небо за тучками, солнышко скоро выглянет, и обогреет и людей и всё вокруг.

Педагог: Картины весны можно не только увидеть, но и услышать.

Педагог: А что происходит весной в природе, мы сейчас  услышим.

Звучит «Баркарола» Чайковского. Что вы услышали в музыке? Почему весной так много воды? Звучит «Подснежник» Чайковского. Какие впечатления у вас вызывает эта музыка? Хотите побывать на реке весной?

Педагог: Идёт красавица,

Земли касается.

Там, где были снег и лёд,

Вновь травинка зацветёт.   (Весна)

«Солнышко проснулось и протянуло лучики. Как солнышко просыпается?

(Дети изображают жестами, мимикой, улыбками) Тёплые лучики солнышко посылает и к нам. Лучики ласковые, нежные, тёплые. Прикоснитесь своими лучиками к каждому, погладьте, улыбнитесь. От ласкового солнышка и мы стали добрее.

Динамическая пауза

Вот теплые краски

Дружно за руки взялись.

Поклонились, улыбнулись,

Повернулись, разошлись.

Холодные краски

 За руки взялись.

Поклонились, улыбнулись,

Повернулись, разошлись.

Педагог: Кто назовет и покажет, что на картине нарисовано теплыми красками? А холодными? Можно ли сказать, что художник использовал только одни оттенки краски?

Если закрыть изображение реки  будет ли понятно, куда смотрят люди? Как вы думаете, краски какого цвета использовал здесь художник?  Вы все были внимательны?

А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Разрезные картинки» (разрезанная часть картины  должна найти своё место на репродукции)  Ну и  молодцы!

Педагог: Кто же вспомнит, что мы узнали сегодня нового и интересного?

Мне было очень приятно, что вы были внимательны, хорошо рассмотрели картину и весело поиграли.

Вернувшись в детский сад педагог предлагает детям нарисовать свои впечатления от экскурсии в музей, а потом устроить выставку детских работ для своих родителей и детей других групп. Каждый подбирает названия своей картине, объясняя его. Педагог оформляет выставку работ (в иллюстрациях) Л.В. Попова для поддержания интереса и самостоятельного рассматривания детьми.