Работа с родителями по формированию навыков ЗОЖ у детей дошкольного возраста

21 Дек 2011, Автор: admin

Лапшина Ольга Валентиновна – воспитатель МДОУ  «ЦРР – детский сад № 104 « Золотая рыбка» г. Орска

Полноценное дошкольное образование невозможно без тесного контакта и взаимодействия с семьями воспитанников ДОУ. Большое внимание в  модели совместной деятельности семьи и ДОУ по физическому воспитанию дошкольника я отвожу просветительской работе с родителями воспитанников, целью которой является разъяснительная работа и рекомендации по формированию положительной мотивации к здоровому образу жизни.

Свою работу с родителями я осуществляю в двух направлениях: с коллективом родителей (очно-заочно) и индивидуально (дистанционно).

Работа с коллективом родителей заключается в проведении собраний, лекций, конференций и групповых бесед.

Собрания, консультации – формы работы с родителями, которые я часто применяла в ходе своей работы. Основная задача такой работы – активизировать педагогическую воспитательную деятельность семьи, придать ей целенаправленный общественно-значимый характер. Родительские собрания, консультации сближают педагогов и родителей, приближают семью к ДОУ, помогают определить наиболее оптимальные пути воздействия в воспитательном влиянии на ребенка. На своих собраниях я систематически знакомлю с целями и задачами, содержанием, формами и методами физического воспитания детей в ДОУ и семье, родители прослушивают сообщения по вопросам здорового образа жизни (доклад или информация инструктора по физическому воспитанию, врача, сообщения родителей об опыте воспитания ребенка в семье). Содержание такой лекции-беседы включает не только теорию, но и конкретные рекомендации. Такая беседа с родителями предполагает живой обмен мнениями, высокую активность каждого родителя.

Мной проводятся родительские собрания на тему: «Здоровые родители – здоровые дети!», «О вреде курения и употреблении алкоголя», «Я – папин тренер».

Индивидуальная работа заключается в индивидуальных беседах, консультациях, рекомендациях родителям по физическому воспитанию детей в семье.

В своей работе я  применяю новейшие технологии – использую компьютер и Интернет. В связи с тем,  что многие родители не всегда могут отпроситься с работы пораньше и не посещают  мои собрания, я нашла выход из сложившейся ситуации путем общения с ними не только по телефону, но и по Интернету (через скайп), куда отсылаю письма с рекомендациями по той или иной теме, общаюсь в живую. С одной стороны это очень удобно, так как общение проходит в привычной для родителей обстановки (своей квартиры), в дружелюбном тоне, им не нужно никуда торопиться. Вовремя и правильно найденное слово, желание и умение помочь родителям поверить в свои силы, поддержать в трудную минуту, дать дельный совет, иногда гораздо больше сближает педагога с семьей и укрепляет его авторитет, чем просчитанная лекция и консультация.

Однако есть и свои минусы в дистанционном общении с родителями- не каждая семья на данный момент может приобрести себе компьютер и не всегда я могу увидеть родителей на сайте.

На практике я столкнулась с такой ситуацией: ребенок  стал раздражительным, агрессивным, стал отставать в физическом развитии. При беседе с родителями оказывается, что причиной такого поведения ребенка стала неблагоприятная обстановка в семье, где папа часто игнорировал желание ребенка отвезти его на каток или кружок. Я провела индивидуальную беседу с родителями и ребенком, на основании данного случая эта тема имела место на собрании, были заслушаны выступления и конкретные предложения.

Работа с родителями и другими взрослыми членами семьи ребенка сложна и разнообразна. В процессе общения у родителей  всегда возникают множества самых разнообразных вопросов, которые они мне задают.

В беседе с родителями я не столько утверждаю, сколько советую, договариваюсь с ними о совместном действии, методах и приемах воспитания ребенка. Беседа с родителями я стараюсь выстраивать не форме монолога, а прежде всего,  диалога, в котором определяю конкретные пути и методы совместного воспитания ребенка.

Я  также предлагаю родителям вести дневник физического развития ребенка. Цель такого дневника – помочь детям активно и целенаправленно заниматься физическими упражнениями. Также я провожу открытые занятия по физическому воспитанию для родителей, где использую современные методы релаксации, с элементами йоги, приглашаю их для участия в спортивных мероприятиях « Мама, папа, я – здоровая семья», на эстафеты, « Забеги здоровья», на танцевальные праздники, где дети показывают спортивные танцы, номера с элементами акробатики.

Особое внимание обращаю на малоподвижных, робких, скованных детей, за ними веду индивидуальный контроль. Индивидуальный подход дает возможность развивать многие положительные качества и черты характера, устранять и сглаживать отрицательные, укреплять уверенность в себе. Для таких детей я предлагаю домашнее задание (с помощью родителей).

Также в своей работе я использую экскурсии и организованные кратковременные путешествия с родителями, совершаемые для ознакомления с природой, расширения кругозора  родителей и  детей, а также для активного отдыха. Кроме того, путешествия связаны с пребыванием на свежем воздухе и с максимальным использованием естественных факторов природы (вода, воздух и солнечных лучей), что благоприятно сказывается на душевное и физическое здоровье всех отдыхающих.

Таким образом, я считаю, что совместная работа воспитателя и родителей по проблеме физического воспитания дошкольника будет наиболее эффективна, если использовать разные формы и методы взаимодействий, а также современные технические новшества.