Как распознать неправильный навык письма у ребенка

10 Май 2012, Автор: admin

Консультация для родителей

Эффективность процесса формирования продуктивной письменной речи у человека во многом определяется содержанием подготовки к ее овладению, которое должно начинаться еще в дошкольном возрасте и продолжаться в школе. Необходимость и целесообразность начала такой работы в дошкольный период обусловлена особенностями самого психического развития ребенка дошкольного возраста, а именно сензитивным периодом речевого развития (Ю.В. Васьковская).

Формирование предпосылок развития письменной речи и правильного навыка письма среднестатистически завершается к 6-7-летнему возрасту (А.Н. Корнев, Т.В. Ахутина), а пропущенные сроки в обучении автоматически не компенсируются в старшем возрасте, возникшее отставание требует уже более сложных и специальных усилий по его преодолению.

Помочь избежать стихийности, фрагментарности в таком продолжительном обучении, обеспечить непрерывность в образовании, развивающий характер подготовки, может создание системы сотрудничества и взаимодействия детского сада с семьями воспитанников. На что же обратить внимание воспитателям и родителям при формировании навыка письма у ребенка, как распознать неправильный навык письма:

1. Неправильное положение пальцев: ребенок держит пишущий предмет «щепотью», «горсточкой», в кулаке, большой палецниже указательного или расположен перпендикулярно к нему, пишущий предмет лежит не на среднем, а на указательном пальце.

2. Ребенок держит ручку слишком близко к ее кончику или слишком далеко от него.

3. Верхний кончик ручки направлен в сторону или от себя.

4. Кисть жестко фиксирована. Об этом свидетельствует то, что ребенок рисует слишком маленькие предметы. Это можно проверить, предложив нарисовать одним движением окружность диаметром 3-4 см. (по образцу). Если ребенок имеет склонность фиксировать кисть на плоскости, он не справится с этой задачей: нарисует вместо окружности овал, окружность значительно меньшего диаметра или будет рисовать ее в несколько приемов, придвигая ручку или поворачивая лист.

5. Слишком сильный или слабый нажим при письме и/или рисовании.

6. Кроме того, Вас должно насторожить, если ребенок активно поворачивает лист при рисовании, штриховке, раскрашивании. Это говорит о том, что малыш не умеет изменять направление линии при помощи пальцев.

7. Если Ваш ребенок долго застегивает пуговицы, не умеет завязывать шнурки, часто роняет что-либо из рук, вам следует обратить внимание на сформированность мелкой моторики.

8. И помните, НЕЛЬЗЯ!!! сформировать у дошкольника навык письма заставляя ребенка писать палочки и крючки в тетрадке (особенно если у него нет к этому собственного интереса и желания). ЛУЧШЕ!!! как можно больше рисуйте, раскрашивайте, лепите, собирайте мозаики, пазлы и конструкторы, перебирайте камушки, семена (рис, гречка, пшено, подсолнечник, тыква, фасоль, желуди и т.д.) и пуговицы, завязывайте на разные узлы шнурки и веревки и т.п. Эти приемы намного действеннее при формировании предпосылок письменной речи, нежели скучная и нудная писанина.