Мастер-класс для родителей дошкольников

26 Мар 2012, Автор: admin

Весеннее пробуждение медвежат

Мастер класс для родителей дошкольников по теме: «Проведение комплекса оздоровительного массажа с детьми дошкольного возраста».

Цель работы с родителями: Повышение педагогического мастерства родителей по разделу «Семья — здоровый образ жизни»; формирование у родителей ответственности за здоровье своих детей; приобретение навыков самомассажа.

Цели работы с детьми:

1. Стимулирование деятельности внутренних органов; общеукрепляющее воздействие, мобилизация защитных сил организма, повышение работоспособности; психоэмоциональная разрядка, улучшение настроения.

2. Формирование привычки «быть здоровым»; воспитание потребности следить за своим здоровьем, тонко чувствовать состояние своего организма и восстанавливать резервы, не дожидаясь, начала заболевания.

Ход деятельности:

Вопросы к детям: «Что делают медвежата зимой? Когда они пробуждаются от зимней спячки?

Давайте вспомним сказку про весеннее пробуждение медвежат. Я буду рассказывать, а вы показывать»

Представьте себе, что вы маленькие медвежата.

1. На улице снежная зима. В теплой берлоге, свернувшись калачиком, спят маленькие лохматые медвежата. Оно обняли лапами ножки и уткнулись лобиками в коленочки.

Исходное положение лежа на боку в группировке.

2. Но вот пришла долгожданная весна. Засияло яркое солнце, закапали сосульки и побежали веселые ручейки. В берлоге стало сыро и не уютно. Медвежата не поймут в чем дело, перекатываются с боку на бок. Перекатываются на спинке от головы к хвостику и обратно.

Перекаты в группировке с боку на бок, перекаты на спине по 4 раза.

3. Проснулись медвежата, сели, потянулись, потерли друг о друга ладошки, начали будить пальчики.

Потирание ладоней 4-6 раз. Поочередное циркулярное растирание пальцев по 4 -6 раз, растяжение пальцев по оси 1-2 раза, массаж боковой поверхности пальцев 4 -6 раз, сухое «умывание» рук 1-2 раза, круговое растирание запястий 2-4 раза.

4. Медвежата разбудили свои пальчики и начали приводить в порядок передние лапки. Сначала погладили шерсть на передних лапах по тыльной поверхности до плеча, по ладонной — до пальчиков. Сначала легко-легко гладим лапки, не прикасаясь к коже. У медведя шерсть длинная, густая, поэтому сначала разглаживаем самый верхний слой. Потом поглубже слой шерсти, уже чуть прикасаемся к коже.

А теперь плотно прижимаем ладошки к телу. Постучали слабо сжатыми кулачками чтобы хорошо проснулись лапочки.

Бесконтактный массаж, ладонное плоскостное поглаживание, растирание, поколачивание верхних конечностей по ходу энергетических каналов слабо сжатым кулачком. Все приёмы проводим 1-2 раза.

5. А теперь начинаем будить голову. Еще раз потрем ладошки друг о друга, а потом погладим себя по голове от затылка к темени, от ушей к темени, ото лба к темени. А теперь простучали легонько слабо сжатым кулачком по тем же направлениям. После долгой спячки шерстка свалялась и медвежата подергали себя за волосики, проверили, крепко ли держится их шерстка. И снова погладили себя по голове.

Граблеобразное поглаживание, прерывистая и непрерывистая вибрация, потягивая за волосы, граблеобразное поглаживание волосистой части головы.

6. Снова потерли ладошки и подушечками пальцев легко погладили над бровями снизу вверх. Погладили поверх шерсти. Кожа едва чувствует прикосновение, но остаётся совершенно гладкой. Ладошками погладили лоб от середины в стороны.

Ладонное плоскостное поглаживание лба по ходу лобной мышцы и лобной фасции 2 -4 раза.

7. Потерли ладошки и погладили брови от центра в стороны подушечками 1 -2 пальцев.

Щипцеобразное поглаживание бровей 2 -4 раза.

8. Наступила пора будить глаза. Слежались мышцы за время спячки, поэтому шея у медведя не очень хорошо двигается. Попозже мы и ее разомнем, а пока будем двигать только глазами. Медвежонок увидел снежинку, ветер подул она полетела, он следит за ней. Поглядел на вдох вверх, на выдох вниз, на вдох -вправо, на выдох — влево, на вдох -влево, на выдох вправо, сделали большие круги глазами по часовой стрелке, против часовой стрелки. Все движения медленные, сочетаются с дыханием. А теперь быстро-быстро и легко поморгали, представили, что на веки упала снежинка.

Упражнения для глаз выполняем с максимальной комфортной амплитудой по 1 — 2раза медленные, 4-8 раз быстрые.

9. Медвежата потёрли лапы и умыли мордочки снизу вверх, не прикасаясь к ним, поверх шерсти.

Бесконтактный массаж липа 1 -2 раза.

10. Начинаем будить уши. Уши — очень важный для медведя орган. Медвежата тщательно будят уши. Потёрли ладони друг об друга 4-6 раз. Подёргали оба ушка за верхние края вверх, за мочки, за серединку назад по 4 — 6 раз большим и указательным пальцами гладим, разминаем и гладим завитки ушей по 1 -2 раза. Кончиком указательного пальца круговыми движениями 2 -4 раза массируем внутреннюю часть ушной раковины. Разогреваем трением ладошки и массируем ушные раковины вперед — назад 2 -4 раза. При движении вперёд заворачиваем ушную раковину. Делаем вилочку из 2 и 3 пальцев и массируем уши снизу вверх 4-6 раз.

Самомассаж ушей.

11. Будим шею и надплечья. Потерли ладони друг об друга. Погладили заднюю поверхность шеи, надплечья сверху вниз правой и левой лапками поочередно, поразминали шею и надплечья в тех же направлениях по 2 раза.

Ладонное плоскостное поглаживание, разминание задней поверхности шеи, надплечий.

12. Медвежата славно поработали. Они довольны. Переплели пальчики, прижали лапки ладошками к груди — вдох, повернули ладошки наружу, потянули лапки вперед — выдох. Прижали ладошки к груди — вдох, повернули ладошки от себя, потянулись лапками вверх — выдох. Почувствовали, как расправляются спинка, растут медвежата.

Упражнения на растяжение мягких тканей верхних конечностей, межлопаточной области.

13. Пришла очередь просыпаться и задним лапкам. Сели поудобнее, потерли ладони друг о друга и будим пальчики на одной задней лапке: растираем, двигаем каждый пальчик, чтобы он проснулся.

Поочередное циркулярное растирание пальцев 4-6 раз, растяжение пальцев по оси 1-2 раза, массаж боковых поверхностей пальцев 4-6 раз, максимальное сгибание и разгибание их 1-2 раза.

14. Разбудили пальчики, начали приводить в порядок стопы. Погладили подошвы 2-4 раза, постучали их слабо сжатыми кулачками 1-2 раза и опять погладили и растёрли кулачком в направлении от пальцев к пятке и обратно 2 -4 раза. Нашли выше пяточки сухожилие, взяли его в щепотку с одной стороны большим пальце, а с другой — остальными и растерли вверх — вниз 4-6 раз. Взяли стопу за пальчики и повращали внутрь и наружу по 4 раза.

Ладонное и гребнеобразное поглаживание, растирание подошвенной, ладонное поглаживание, растирание тыльной и боковых поверхностей стопы, щипцеобразное поглаживание, растирание области ахиллова сухожилия, пассивные движения в голеностопном суставе. Повторение то же с другой лапкой.

15. Разбудили стопы, будим задние лапки. Выпрямили ноги. Похлопали икрами ног по полу, поочередно слегка сгибая колени, 2 -4 раза. Максимально напрягли мышцы ног, стопы под прямым углом, т.е. пальцы ног направлены вверх. Расслабили ноги. Потёрли ладони друг о друга. Погладили колени вокруг надколенников 2 раза, растёрли ладонями 2 -4 раза, слегка подвигали надколенники вверх, вниз, в стороны по 1 — 2-раза.

16. Погладили шерсть на задних лапах по наружной поверхности — к стопе, по внутренней — к туловищу. Сначала легко гладим, не прикасаясь к коже, по шерсти 1-2 раза. Потом поглубже слой шерсти, уже чуть прикасаясь к коже 1-2 раза. И, наконец, плотно прижимаем ладошки к телу. Постучали по ножкам слабо сжатыми кулачками в тех же направлениях 1-2 раза. Потянули задние лапки пальцами вперёд, теперь — пяточками вперёд, а теперь -одну пальцами, а другую пяточкой вперёд и наоборот. Вот и готовы лапки бегать, прыгать и играть.

Медвежата играют

Разделились на пары, встали на четвереньки лицом друг к другу. Округлили спинку, потянули спинку кверху, пошипели; прогнули спинку, повиляли хвостиками. Выпрямили ноги, потянули хвостики кверху, кто выше поднимет хвост? Прогнули спинку, повиляли хвостиками. Повернули пятки вправо, пальцы влево, выпрямили ноги, потянули вправо, потянули кверху хвостики, порычали; прогнули спинку, повиляли хвостиками.

Теперь медвежата полностью проснулись, размялись. Они готовы к играм, соревнованиям, прогулкам, словом, ко всему, что им предложит жизнь.

Методические рекомендации

Заниматься лучше ежедневно, либо в один и тот же день недели, на голодный желудок. Перед массажем вымыть руки. Сеанс длится 3-4 минуты (можно как организационный момент)

С целью повышения интереса детей к занятиям желательно проводить их в игровой форме, например, в форме сказки, пока дети не выучат приемы, рассказ сочетать с показом. Сюжет сказки периодически необходимо менять, сохраняя порядок приёмов массажа (могут просыпаться енот, барсук, кот и т.д. герой может готовиться к спортивным соревнованиям и т.п.)