Воспитание сенсорной культуры ребенка — фундамент умственного развития

01 Мар 2012, Автор: admin

Вырастить ребенка, вырастить сад,

Нет счастья выше и труднее от века

И только тот, кто сам душой богат,

Дает миру не жильца, а Человека.

Многие способности, таланты человека имеют ярко выраженную сенсорную основу: таятся в кончиках пальцев, в умении тонко чувствовать запах, цвет, звуки.

Умственное развитие также начинается через чувственное познание окружающего мира.

По словам Л. Выготского «для всякого обучения существуют оптимальные, то есть наиболее благоприятные сроки. Отказ от них неблагоприятно отражается на ходе умственного развития ребенка». Младший возраст является наиболее благоприятным для воспитания сенсорной культуры ребенка.

Само понятие сенсорика произошло от латинского слова census — чувство.

Под воспитанием сенсорной культуры ребенка  в настоящее время понимают «целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений)». Сенсорное развитие осуществляется в повседневной жизни и в непосредственной образовательной деятельности. В условиях повседневной жизни, в процессе игр, труда, по мнению Н. Н. Поддъякова, «происходит целостное восприятие ребенком различных явлений и предметов окружающего мира. При этом некоторые свойства и стороны явлений могут восприниматься недостаточно четко, либо не восприниматься совсем». Задачей педагогов, в данном случае, является раскрытие незамеченных детьми свойств окружающей действительности, причем таким образом, чтобы избежать превращения повседневной жизни в дидактический процесс. Психологи отмечают, что хотя анализаторы функционируют сразу после рождения, сенсорный процесс лишь постепенно становится восприятием, а не является им изначально. Сенсорные реакции превращаются в перцептивные действия, строящие образы, то есть общую картину развития сенсорных реакций ребенка младшего дошкольного возраста.

Воспитатель I категории МДОУ «Детский сад №19 «Березонька» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно-речевого развития воспитанников», г. Новотроицк Колесник Наталья Николаевна считает, что воспитание сенсорной культуры ребенка — это основа его дальнейшего умственного развития, становления интеллектуальной культуры в целом.

На основе вышесказанного педагогом представлена следующая модель воспитания сенсорной культуры ребенка в ДОУ.

В понятие сенсорного воспитания входит развитие обоняния, вкусовых ощущений, пространственных представлений, развитие слуховой чувствительности, развитие временных представлений и усвоение сенсорных эталонов [форма, цвет, величина].

Для выполнения поставленной задачи необходимы условия:

1. Материальная база: стимулирующая активизирующая развивающая среда [центр песка и воды, интеллектуально-познавательная зона, зона самостоятельной деятельности, игровая зона]; цвето-звуковой дизайн, эстетическое оформление, техническое оснащение; пособия и дидакт. игры [игры по Монтессори, игры по Никитину, по Богуславской].

2. Включение детей в продуктивную практическую деятельность через изодеятельность, математику, исследовательскую деятельность, речевые упражнения, наблюдения, труд, самостоятельную творческую деятельность, так как нерационально сенсорное воспитание только в рамках непосредственной образовательной деятельности. Поэтому, если мы лепим, то рассматриваем, какой он пластилин, дети узнают, что он мягкий, пластичный. Если мы рисуем, то знакомимся с красками и на вкус, и по запаху, и по цвету; идет знакомство с бумагой — дети узнают свойства бумаги. В исследовательской деятельности дети учатся обследовать предметы и опять же знакомятся со свойствами предметов окружающей среды. И так постоянно!. В самостоятельной деятельности дети учатся применять свои знания на практике.

3. И немаловажным условием является знание методики сенсорного воспитания, соблюдение принципов и этапов сенсорного воспитания.

В своей работе я опираюсь на следующие принципы:

  • Развивать живой интерес ребенка;
  • Активизировать ребенка, сотрудничать с ним [здесь я хочу сказать, что дети активнее идут на контакт, когда с ними обращаюсь на равных, то есть вижу в них равноправного «маленького » взрослого];
  • Учитывать индивидуальные особенности, потому что все дети разные. Например, Настя у меня должна подумать, прежде чем она ответит, Саша стесняется, он должен собраться с духом. А Дима быстро находит ответ. Поэтому я к каждому подхожу с учетом их темперамента. После выполнения заданий, упражнений обязательно нужно повторить, закрепить. Здесь я провожу игры на закрепление. Такие моменты у меня появляются перед обедом, когда мы помыли ручки или после сна, когда мы заплетаемся. И, самое главное, в своей работе я учитываю возраст детей. К каждому возрасту соответствуют свои игры.

Как мы уже отметили, очень важно соблюдать последовательность этапов сенсорного воспитания.

1. Привлечение внимания детей к тому сенсорному признаку, который должен быть освоен.

Для этого я предлагаю ребенку создать какой-то продукт, который должен быть сходным с образцом [например, построить пирамидку, чтобы получить ровный конус]. Результат будет достигнут пробами и ошибками. Ошибки, неумения достигнуть результата в деятельности ставят ребенка перед необходимостью познания, выделения особенностей предмета, материала. Этой ситуацией неудач я пользуюсь для того, чтобы помочь ребенку увидеть, выделить, осознать то свойство, которое должно быть учтено в деятельности, которая важна для достижения цели. Этот момент является исходным для перехода ко второму этапу.

2.Обучение детей перцептивным действиям и накопление представлений о сенсорных признаках. В процессе обучения я показываю и называю само действие и то чувственное впечатление, которое было результатом обследования [ прокатываю, круглый мяч и т. д.] Ознакомив детей со способами обследования и качествами предметов, организовываю упражнения, выявляющие эти качества [ «Чудесный мешочек», «Найди свой домик» ].   В этих условиях происходит отделение качеств от конкретного предмета, что является исходным моментом для перехода к новому этапу.

3. Формирование обобщенных представлений об эталонах. Исходным в этом процессе является умение группировать предметы по тому или иному качеству. Я учу детей, применят освоенные эталоны для анализа предмета, учу сравнивать предмет с эталоном, замечать сходство и отличие [«опиши и назови»]. В результате овладения в процессе обучения системами персептивных действий и системами эталонов дети получают широкие возможности для ориентировки в окружающей действительности.

4. Создание условий для самостоятельного применения знаний навыков. На этом этапе работы я широко использую все виды деятельности: как на занятиях, так и на прогулках, экскурсиях, походах.

Все это вместе взятое помогает получить богатый чувственный опыт, развить восприятие и ощущение ребенка. Непосредственное чувственное восприятие окружающего составляет основу представлений. Особое значение чувственное знание имеет в дошкольном возрасте. Установлено, что 9/10 накопленного умственного багажа детей составляет чувственно воспринимаемые впечатления. Логическое познание, в котором ведущая роль принадлежит мышлению речи, выражается из чувственного опыта, отражает его и формируется в его основе. Само освоение речи также имеет сенсорные основы: выделение речи как особого раздражителя и различение интонации слов, звуков обеспечивается слуховыми и кинестетическими восприятиями. Таким образом, мышление и речь становятся условием дальнейшего развития человека, культуры чувственного познания. А это все является фундаментом умственного развития. И завершить свою концепцию я хочу словами: » Все, что только возможно, нужно давать для восприятия чувствам, а именно: зримое для восприятия зрения, слышимое — для восприятия слухом, подлежащие вкусу — осязанием, запахи — обонянием…»