Материально-технический ресурс как научное понятие

14 Ноя 2016, Автор: admin

В производственных процессах разной направленности используются различные ресурсы. Их также называют потенциалами. К ним относятся материально-технические и трудовые потенциалы, природные, финансовые и другие. На сегодняшний день особую значимость приобретают такие потенциалы как духовный, интеллектуальный, научно-технический, информационный, экологический. Духовный потенциал затрагивает многие сферы жизнедеятельности государства и общества, отвечает за основополагающие процессы в развитии стран и народов и состоит из различных компонентов. По сути, интеллектуальный и научно-технический потенциалы являются составляющими духовного. В целом потенциалы можно охарактеризовать следующим образом:

1. Сам духовный потенциал государства и/или общества определяется уровнем общей культуры населения, теми созидательными качествами, которые демонстрирует народ в своей профессиональной и повседневной жизнедеятельности (трудолюбие, стойкость, соблюдение прогрессивных традиций и обычаев, взаимное уважение народов, расовую и религиозную терпимость, законопослушание и т.д.). Показателями данного потенциала является уровень физического и психического здоровья народа. Чем выше уровень здоровье, тем выше уровень рассматриваемого потенциала.

2. Составной частью духовного потенциала государства является интеллектуальный потенциал. Он отвечает за уровень общеобразовательной культуры населения за организацию профессиональной подготовки кадров. Также сферой ответственности данного потенциала является соблюдение в обществе прогрессивных исторических традиций народа. Кроме того, интеллектуальный потенциал характеризуется сложившимися направлениями хозяйственной деятельности в государстве, межкультурными и межгосударственными отношениями и т.д. Такие элементы интеллектуального потенциала как система образования и повышения квалификации кадров сегодня признаются одними из самых важных в свете модернизации системы российского образования.

3. Одной из составляющих духовного потенциала является научно-технический потенциал. Его главенствующей характерной особенностью является уровень развития науки и техники. Однако здесь также выделяют профессионально-квалификационный состав научных работников, инженеров, рабочих и т.д.

4. Информационный потенциал рассматривается как самостоятельный и представляет собой систематизированную и классифицированную информацию, пригодную для эффективного использования во всех сферах общественно-полезной деятельности и включения в систему мирового интеллектуального потенциала.

5. Экологический потенциал также является самостоятельным. Он характеризуется степенью сохранения природных (экологических) систем, чистотой водной среды, воздушного бассейна, почвенных покровов. В среде с экологически пониженным потенциалом невозможно эффективное создание и развитие сельскохозяйственного и промышленного производства, обеспечение населения экологически чистыми продуктами питания, водой, воздухом и, как следствие этого, сохранение высокого уровня здоровья населения и поддержание его активного долголетия.

Положение о материально-технической базе образовательного учреждения юридически закреплено в Законе об Образовании в Российской Федерации. В соответствии с законом, образовательное учреждение обязано обеспечить содержание закрепленных за ним и (или) принадлежащих ему на праве собственности зданий, сооружений, имущественных комплексов, оснащения и оборудования, имущества потребительского, социального, культурного и иного назначения на уровне не ниже определяемого нормативами, действующими на данной территории.

Рассматривая проблему ресурса – материально-технического в образовании, необходимо проанализировать содержание имеющихся в нашей социально-экономической литературе определений этого понятия.

Так, в соответствии с определением, которое дано в экономическом словаре, под материально-техническим ресурсом понимается: «совокупность материальных, вещественных элементов, необходимых для реализации целей и задач образовательного процесса».

По мнению А.А. Атлуханова, это определение не в полной мере отражает сущность понятия материально-технического ресурса образования. Автор обосновывает свое мнение тем, что:

— во-первых, в этом определении не указано, какие материально-вещественные элементы необходимы для реализации целей и задач образовательного процесса, должны ли они быть закрепленными, если да, то за кем;

— во-вторых, не конкретизируется для каких целей и задач образовательного процесса должны быть использованы эти материальные, вещественные элементы.

Более развернутое определение материально-технического ресурса в отличие от экономического словаря дано в педагогическом словаре: «Материально-технический ресурс образовательного учреждения – совокупность зданий, сооружений, оснащения и оборудования, имущества, социально-культурного и иного назначения, закрепленных за образовательным учреждением или принадлежащих ему на праве собственности».

А.А. Кузьмина отмечает, что и это определение не в полной мере отражает сущность понятия материально-технический ресурс. Хотя, в отличие от экономического словаря, в нем указываются конкретно, что за материальные, вещественные элементы закреплены за образовательным учреждением, в то же время здесь только в обтекаемой форме говорится о том, для чего вообще необходимы образовательному учреждению материальные, вещественные элементы, закрепленные за ним, для реализации каких целей и задач.

Наряду с вышеуказанными определениями существуют множество других определений материально-технического ресурса , его сущности и роли в системе образования. Одним из таких общепринятых определений является следующее: материально-технический ресурс системы образования – это совокупность вещественных элементов, необходимых для функционирования и развития учебных заведений и образовательного комплекса в целом, это материальный фундамент процесса воспитания и обучения дошкольников, учащихся, подготовки квалифицированных рабочих и специалистов.

В этом определении, по мнению В.С. Лазарева, в большей степени отражена сущность понятия материально-технического ресурса:

— во-первых, указано, для чего необходимы вещественные элементы, для реализации каких целей и задач;

— во-вторых, дается характеристика материально-технической базы как материального фундамента процесса воспитания и обучения.

Тем не менее Л.В. Лошенков указывает на недостатки данного определения. Автор отмечает, что в этом определении не дана классификация вещественных элементов, необходимых для реализации целей и задач образовательного процесса; не говорится о том, должны ли эти вещественные элементы быть закрепленными за образовательным учреждением.

По мнению М.М. Поташника особый интерес вызывает следующее определение материально-технического ресурса образования: «Материально-технический ресурс системы образования – это совокупность элементов (материально-вещественных средств), закрепленных за системой образования, предназначенных для развития образовательного учреждения и образовательного комплекса, а также используемых образовательным учреждением, главным образом, для проведения учебной и научной деятельности; для обеспечения условий жизни, то труда и быта учащихся, студентов и преподавателей».

Анализируя содержание данного определения, М.И. Короткевич обращает внимание, что оно, в отличие от ранее приведенных определений, более полно отражает сущность понятия материально-технического ресурса. Здесь, во-первых, конкретно указано, что материально-вещественные средства закреплены за системой образования; во-вторых, показано, для чего предназначены эти материально-вещественные средства, для осуществления каких целей и задач они должны быть использованы.