Материально-технический ресурс образовательной организации

13 Ноя 2016, Автор: admin

В современных социально-экономических условиях развития общества особое внимание уделяется системе образования. Приоритетность данного направления в развитии России обусловлена тем, что от наличия высокоразвитой и качественной сферы образования зависит эффективность решения задач государства в области социально-экономического развития общества, а также его конкурентноспособность на мировом рынке образовательных услуг. Тем не менее, ведущую позицию сфера образования в нашей стране сегодня не занимает и не обеспечивает процесса расширенного воспроизводства.

Основные причины сложившейся ситуации уходят корнями в период перехода России от административно-командного типа экономики к рыночной. Недостаточно продуманные реформы того периода, слабое финансирование образовательной системы привели к плачевному состоянию как в образовательном комплексе в целом, так и в его основополагающем элементе – материально-техническом ресурсе. Как известно, некоторые меры для решения существующих проблем государством предпринимались, но их было недостаточно и они не приводили к желаемому результату.

Сегодня наблюдается стабильная нормализация дел в сфере российского образования, однако вопрос развития данной сферы и вывода ее на качественно новый уровень остается чрезвычайно актуальным. На сегодняшний день наблюдается модернизация системы образования по различным направлениям, одним из которых является реформирование и совершенствование своего рода фундаментального ресурса – материально-технического.

В последние годы появилось большое количество исследований, посвященных теоретическому и методологическому обоснованию проблемы совершенствования материально-технического ресурса в образовательных организациях. Рассматривая сущностные характеристики образования, его роль и значение в социальной сфере А.С. Алферов, М.С. Андиев, Г.В. Балашов, В.Г. Кинилев, В.С. Леднев, Н.А. Сиверцева, В.П. Щетинин раскрывают значимость материально-технического ресурса. В публикациях ученых-экономистов М.А. Алиава, А.М. Алтайцева, Ю.С. Васильева, А.Б. Вифлеемского, Е.В. Журавлева, Н.И. Исмаилова, Н.А. Казибекова, В.Е. Комарова, Д.С. Львова, В.И. Марцинкевича, Е.В. Сумарковой также обосновываются функции материально-технической базы образовательной организации.

Однако, при наличии столь значительного количества исследований, их нельзя назвать исчерпывающими, а проблему – научно разработанной. В основном в работах раскрываются лишь некоторые аспекты функционирования образовательной организации. На сегодняшний день отсутствуют целостные работы, отражающие приоритетные и довольно сложные проблемы, связанные с материально-техническим ресурсом общеобразовательной школы, не представлены способы анализа существующих фондов образовательной организации, не обозначены идеи их модернизации.

Все вышесказанное говорит о необходимости глубокого и всестороннего анализа вопроса управления материально-техническим ресурсом образовательной организации в условиях модернизации общего образования с целью разработки соответствующих предложений и рекомендаций, что и обусловило проблему нашего исследования.