Детское экспериментирование в ДОУ как один из методов развития самостоятельной творческой личности

20 Май 2013, Автор: admin

Детское экспериментирование в ДОУСовременное общество уже давно живет в ситуации экологического кризиса и это означает, что отсутствие специального экологического образования подрастающего поколения может еще больше усугубить ситуацию. В таком ключе экологическое образование становится и условием преодоления негативных последствий антропогенного влияния на окружающую среду, и фактором формирования экологической культуры личности как регулятора отношений в системе «человек — окружающая среда».

Кроме того, экологическое образование выступает важнейшим фактором нравственного становления личности, основой его гармоничных отношений с самим собой, с природой, с другими людьми.

Игры-экспериментирования, которые по праву можно назвать одним из важнейших средств развития личности дошкольника, способствуют развитию психических познавательных процессов, самостоятельности в суждениях и действиях, обеспечивают саморазвитие ребенка.

Поэтому важно широко внедрять метод регламентированного и не регламентированного детского экспериментирования в ДОУ. Вводя соответствующие инновации в образовательный процесс, необходимо понимать, что в процессе самостоятельной деятельности ребенок осуществляет не простой, а многоуровневый эксперимент, в процессе которого происходит развитие всех сторон развития личности дошкольника:

— физической (управление своим телом и отдельными органами);
— природоведческой (ознакомление с реальным окружающим миром, со свойствами объектов и причинно — следственными связями);
— социальной   (запоминает  индивидуальные   особенности   каждого человека);
— познавательной (освоение и развитие мыслительных операций и процессов);
— лингвистической (словотворчество);
— личностной (познание своих личностных возможностей);
— волевой (развитие волевых процессов);
— поведенческой  (моделирование  своего  поведения  в различных жизненных ситуациях).

Метод детского экспериментирования не труден, он просто непривычен и не адаптирован полностью к условиям дошкольных учреждений.

В программе Л.А. Венгера «Развитие», реализуемой нашим образовательным учреждением много примеров детского экспериментирования в ДОУ на бытовом уровне. Так, на занятиях по изобразительной деятельности, на занятиях природоведческого характера проводятся исследования и наблюдения с объектами живой и неживой природы. Основное содержание игр -экспериментов можно условно разделить на 6 групп:

— материалы (песок, дерево, ткань, бумага);
— природные явления (ветер, солнце, вес, снег, теплота и т.д.);
— мир растений и животных;
— предметный мир (игрушки, посуда, обувь и тд.)
— геометрические эталоны, эталон времени;
— человек.

Умелое планирование детского экспериментирования в ДОУ, отбор познавательного материала, систематизация его в соответствии с выбранной проблемой, разработка перспективных проектов изучения с детьми того или иного явления окружающей действительности с разных сторон, позволяет выделять связь с живой и неживой природой, с социальным и предметным миром.

Обобщая опыт применения нами метода экспериментирования можно выделить следующие аспекты этой деятельности:

— детское экспериментирование свободно от обязанности. Во время любого эксперимента у ребенка должно сохраняться ощущение внутренней свободы;
— не следует жестко регламентировать продолжительность опыта;
— в процессе детского экспериментирования жестко не придерживаться заранее намеченного плана, так как в данном процессе ребенок начинает мыслить самостоятельно, в группе создается творческая атмосфера, способствующая умственному развитию ребенка;
— поощрять детские высказывания и рабочий диалог;
— признавать право ребенка на ошибку;
— учитывать индивидуальные различия, имеющиеся у детей.

В результате соблюдения всех перечисленных фактов у детей успешно происходит развитие познавательного интереса, они все охотнее обращаются за помощью к детским энциклопедиям, познавательной литературе, что способствует развитию активной, самостоятельной, творческой личности ребенка. Результат такого взаимодействия позволяет достичь основную цель экологического образования дошкольника — формирование нравственно-ценностных отношений к природе и людям, развитие чувства личной ответственности за состояние окружающей среды, практического участия в возрождении нарушенного равновесия между человеком и природой.

По материалам Т.А. Долгополовой, г. Ревда (Педагогические инновации в дошкольном и начальном образовании: Сборник статей Региональной научно-практической конференции (25-26 апреля 2008г. г. Тобольск). — Тобольск: ТГПИ им. Д.И. Менделеева, 2008. — С. 53-55).

.

Мультсериал Монстр Хай востребован и любим девочками со всего мира. Они с удовольствием играют в куклы-персонажи по данному сериалу. Однако их не так-то просто купить. На сайте dolls-mh.ru можно купить куклу Монстр Хай недорого. Кроме того Вы удивитесь огромному разнообразию кукол и аксессуаров для них.