Экологическая тропа в ДОУ. Экологический паспорт

29 Авг 2014, Автор: admin

Вся территория ДОУ может быть объединена экологической тропой, двигаясь по которой дети наблюдают за жизнью муравьев в муравейнике; рассматривают насекомых, живущих под бревном; кормят птиц в импровизированной столовой; наблюдают за ростом грибов под сосной; рассматривают разнообразные растения в альпинарии; в саду камней постигают красоту и гармонию всего окружающего мира.

На участке необходимо создать условия для экспериментально-игровой деятельности детей с природными материалами. Как известно, имеющееся пространство сохраняет высокий игровой тонус, поэтому очень важна подлинность встроенной игровой среды на участке. Песочницы, плескательные бассейны, системы насосов, подъемников, ситечек, позволяют совершать разнообразные действия с песком, водой, глиной, камнями и другими природными материалами.

Создавая среду ДОУ, следует руководствоваться положением о том, что игровое пространство вне стен помещения детского сада не должно являться искусственным изобретением взрослых для детей, а быть «кусочком» естественного мира, природный потенциал которого усиливается за счет некоторого вмешательства человека. Имеется в виду, что проект, в том числе ландшафтный, населенный живыми существами, сохраненными в городе, не будет полностью выполнять свое важное назначение, если рядом с ребенком нет взрослого, который поможет понять красоту и постичь тайны природы.

Особое внимание необходимо обратить на оформление входов и въездов в ДОУ, они имеют большое значение в формировании у взрослых и детей чувства доверия, комфорта и самоуважения.

Ухоженные деревья и кустарники, арки из вьющихся растений, аллеи и клумбы, газоны, на которых можно отдохнуть, помогают создать образ открытого, комфортного, доброжелательного учреждения.

Н.А. Рыжова предлагает составить необычный неофициальный документ – экологический паспорт ДОУ. Он поможет по-новому оценить и территорию, и внутренние помещения, и экологическую обстановку в районе. Составив и проанализировав такой «документ», педагоги смогут определить основные направления своей работы, разработать рекомендации по обустройству территории (в том числе и по организации экологической тропы), экологического класса и многое другое. Все данные можно оформить в виде альбома или тетради, проиллюстрированных фотографиями и схемами. Не исключено, что такой паспорт заинтересует и поможет привлечь к сотрудничеству родителей.

Таким образом, экологическая среда, обогащенная многообразием связей с живыми организмами, обладающая функциональной значимостью в образовательном процессе ДОУ, позволит успешно развивать экологическую культуру детей дошкольного возраста.

.

Гончарова, Е.В. Теория и технологии экологического образования дошкольников: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Е.В. Гончарова. – Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2008.