Экологическая игра в субкультуре детей

22 Сен 2013, Автор: admin

Е.В. Михеева
Оренбургский государственный педагогический университет

Опубликовано: Наука. Образование. Молодежь: материалы VI всерос. Науч. Конф. молодых ученых, (Майкоп, 5-6 февраля 2009г.) – Майкоп: Изд-во АГУ, 2009. – Т I. – С.141-144.

Дошкольное образование выделяет проблему игры в дошкольном возрасте как одну из самых сложных и интересных проблем современности. Игра в воспитательном процессе – это образная модель жизненных ситуаций, воспроизведенная в условиях соответствующей предметно-развивающей среды детского сада. Хорошо известно, что игра – это фундамент будущих социальных отношений ребенка-дошкольника, его успешности в мире других людей. Именно в ней ребенок обретает первичные навыки и опыт взаимодействия с окружающими, примеряет на себя самые разные социальные роли.

В дошкольном возрасте дети предпочитают игровые сюжеты, соответствующие их полу. Девочки устойчиво выбирают социально-бытовые сюжеты: «Дочки-матери», «Парикмахер» или «Салон красоты», «Доктор» или «Больница», «Магазин», «Барби». Мальчики выбирают для игр мужские взаимоотношения в мужских профессиях. Это сюжетно-ролевые игры «Корабль», «Автобус», «Гараж», «Такси», «Подводная лодка», «Строитель», «Спасатели», «Войнушка», «Гонки», «Следователи», «Супергерои».

Дома дети играют по мотивам тех же сюжетов, что и в детском саду. Но в отличие от детского сада в домашних условиях дети чувствуют себя свободнее, обыгрывают такие сюжеты, выполняют такие действия, которые невозможно делать, по их мнению, в детском саду.

В нашем исследовании мы выяснили, что сюжетно-ролевые экологические игры практически отсутствуют в детской субкультуре. Тема природы  представлена в играх очень незначительно, да и то она, в основном, сводится к обыгрыванию детьми рыбалки, охоты, пикников в лесу, на водоеме. Обыгрывая разные социальные роли в сюжетно-ролевой игре, дети забывают о такой значимой составляющей человеческой жизни как природа. Проведенная нами диагностика детской субкультуры в старших группах дошкольных учреждений г.Оренбурга (в диагностике участвовало 80 детей старшего возраста) показала, что в играх детей отсутствуют сюжеты, связанные с природой. Дети не обыгрывают ситуаций природоохранной деятельности, помощи природному объекту или заботы о нем. В своих играх дети в основном берут на себя «человеческие» роли и не обыгрывают взаимосвязей человека с окружающим природным миром. Даже такая игра мальчиков как спасатели зачастую носит анропоцентрический характер и направлена на человека. Но ведь спасать можно (и нужно) не только людей…

Использование экологической игры как средства эколого-эстетического воспитания детей важно по целому ряду причин:

— она дает возможность развивать познавательные способности и речь ребенка, способствует становлению личности, сохранению здоровья, а кроме того, соответствует потребностям детей в общении, познании и движении, по-этому она должна быть широко использована в экологическом воспитании;

— игра доставляет радость ребенку, поэтому познание природы и общение с ней, происходящие на фоне игры, особенно эффективны; игра создает оптимальные условия для воспитания и обучения;

— экологические знания, полученные в игре и вызвавшие эмоциональ-ную реакцию у детей, лучше войдут в их самостоятельную игровую деятель-ность, чем знания, воздействие которых затрагивает лишь интеллектуальную сторону личности ребенка.

В современном экологическом воспитании широко используются дидактические игры и игровые обучающие ситуации. Такие обучающие экологические игры являются одним из средств формирования самостоятельной игровой деятельности детей.

Мы полагаем, что в работе по экологическому воспитанию детей важным является использование сюжетно-ролевых игр, в которых присутствовала бы активная, экологически направленная или развивающая в соответствии с поставленными воспитательными задачами деятельность.

Педагог при этом – не транслятор знаний и строгий контролер, наказывающий или поощряющий, а друг, сотрудник, спутник ребенка на дороге познания. При таком подходе авторитарность неуместна. Вместо нее прекрасные результаты дают творческое сотрудничество и взаимное уважение.

При организации экологической сюжетно-ролевой игры необходимо, прежде всего, уделять внимание формированию у дошкольников:

— адекватных представлений о взаимосвязях в системе «человек – окружающий мир» и в самом окружающем мире, базирующихся на общечеловеческих принципах;

— ценностного отношения к окружающему миру, определяющего характер целей взаимодействия с ним, мотивов, готовности выбирать те или иные стратегии поведения с точки зрения нравственной целесообразности;

— системы умений и навыков (технологий) и стратегий ценностного взаимодействия с окружающим миром.

В соответствии с этим, главным педагогическим ориентиром при реше-нии задачи формирования у детей ценностного отношения к окружающему миру является необходимость того, чтобы:

— объекты окружающего мира относились личностью к сфере «челове-ческого», равного ей по самоценности и соответственно взаимодействие с ними включалось бы в сферу действия ценностных норм;

— объекты окружающего мира могли выступать для личности в роли референтных лиц, меняющих ее взгляды, оценки, отношения к себе, вещам, природе и другим людям;

— объекты окружающего мира могли выступать для личности в качестве полноправных партнеров по общению и совместной деятельности.

Экологическое развитие ребенка понимается как процесс, который про-исходит тогда, когда:

— ребенок сам, проявляя активность, взаимодействует с миром;

— характер этой активности определяется субъективно свободным отношением личности;

— педагогическое влияние должно ориентировать воспитанника на определенное отношение к социальным ценностям;

— педагогическое сопровождение и весь процесс взаимодействия с ре-бенком должен производиться на уровне современной культуры и в соответствии с целью воспитания.

Все вышесказанное убедило нас в необходимости включения в самостоятельную нерегламентированную деятельность детей сюжетно-ролевых игр экологического содержания. Поэтому в разработанной нами программе «Культурно-экологические практики Детства» мы выделили такой раздел как «Сюжетно-ролевая игра в становлении экологической субкультуры детей».

На этапе формирующего эксперимента мы активно внедряли разработанные нами сюжетно-ролевые игры, учитывая ту программу, по которой работает ДОУ, познавательные интересы детей,  особенности полоролевого поведения.

Наше исследование позволило сделать несколько важных выводов, которые будут полезны для воспитателей детских садов и для родителей дошкольников.

Воспитывая мальчиков и девочек, необходимо помнить, что предпочи-таемые ими игры тесным образом связаны с их половой принадлежностью. Будущие мужчины любят игры, требующие силы, мужественности, воли и характера, они связаны с типично мужскими профессиями и проявлениями. Поэтому и темы экологических игр должны подбираться такие, реализуя которые мальчики могли бы проявить данные качества, например «Лесники», «Спасатели природы», «Рыбнадзор», «Исследователи» и др.

Для девочек содержание игр связано с освоением социальных ролей (мать, жена, хозяйка) и с процессами, под¬тверждающими женское поведение в обществе. Следовательно, и в экологической игре у девочек должна быть возможность проявлять заботу о каких-либо живых существах, например в таких играх как «Ферма», «Огород», «Мы ходили на базар».
Экологические игры мальчиков и девочек дошкольного возраста требуют от воспитателей в детском саду и от родителей дома особой организации игрового пространства: небольшо¬го и стабильного – для девочек, с игрушками и игровым оборудованием для конкретных игровых сюжетов и ролевых действий; простора – для мальчиков, с богатым выбором самых разных предметов, игрушек, мебели. Это важно, так как среда и в том и в другом случае активизирует игру ребенка, развивает ее. Правильная организация и экологизация предметно-развивающей среды – одно из важнейших условий становления экологической субкультуры де¬тей. И это еще и одно из главных условий того, что дети станут организовывать игры экологического содержания в такой среде.

Агрессивность по отношению к природному объекту в играх детей часто тесно связана с образом жизни ребенка. Жестокое поведение в игре обязательно должно быть замечено воспитателем или родителями. Необходимо обсудить его с ребенком, показать опасность подоб¬ного сюжета и действий для человека и для природы, определить вместе с ним или помочь ему самостоятельно оценить, что хорошо, а что плохо, и как изменить иг-ровую ситуацию.

Готовя ребенка к игре или играя с ним, взрослому необходимо активизи¬ровать детскую фантазию, придумы¬вать с ним новые игровые сюжеты и ролевые действия, обсуждать правила взаимоотношений между человеком и природой, между объектами живой и неживой природы, важно научить и мальчика и девочку усложнять игры, которые привлекают их: комбинировать сюжеты, вводить нетипичных персонажей, правильно разрешать конфликтные ситуации. Та¬ким образом воспитанники, готовятся к нестереотипным моделям экологоориентированного поведения, у них развивается экоцентрическое сознание, а главное они учатся чувствовать природу.

Результаты исследования позволяют констатировать изменения в содержании игр детей данного возраста, что явля¬ется следствием влияния изменившейся экологокультурной среды. Дети стали с удовольствием организовывать экологоориентированные сюжетно-ролевые игры и брать на себя в играх роли не только животных и птиц, но и даже тех объектов природы, которые в реальной жизни не всегда любимы детьми и предпочитаемы.