Экологическое образование дошкольников. Программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста»

05 Авг 2014, Автор: admin

sterkinaПрограмма «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной разработана на основе проекта государственных стандартов дошкольного образования. Опираясь на лучшие российские традиции воспитания и обучения дошкольников, составители программы сочли необходимым включить в нее новое содержание, которое отражает общие изменения в нашей жизни.

В соответствии с современными психолого-педагогическими ориентирами в ней даются примеры возможных занятий и методических приемов, способствующих более эффективному усвоению детьми соответствующего материала.

Определяя основное содержание и направление развития детей, составители программы оставляют за каждым ДОУ право на использование различных форм и методов организации обучения с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей, социокультурных различий, своеобразия домашних и бытовых условий, а также общей социально-экономической и социально-экологической ситуации. При этом основным ориентиром должен стать учет жизненного опыта детей, особенностей их поведения, предпочтений. Чтобы понять, что именно дошкольники знают, думают, чувствуют, можно использовать беседы, дискуссии. Это позволит избежать передачи уже известных им знаний или таких, которые они пока не могут использовать из-за их сложности. В то же время, опираясь на уже имеющиеся у детей знания и представления, взрослые могут выделить направления, по которым необходимо провести специальное обучение, и выбрать адекватную методику (занятие, игра, чтение, беседа, мультфильм).

Программа состоит из 6 разделов, среди которых: «Ребенок и природа» и «Здоровье ребенка». Первый содержит следующие темы: в природе все взаимосвязано; загрязнение окружающей среды; ухудшение экологической ситуации; бережное отношение к живой природе; ядовитые растения; контакты с животными; восстановление окружающей среды. Во втором раскрываются темы: здоровье – главная ценность человеческой жизни; изучаем свой организм; прислушаемся к своему организму; ценности здорового образа жизни; о профилактике заболеваний; навыки личной гигиены; забота о здоровье окружающих; поговорим о болезнях; инфекционные болезни; врачи – наши друзья; о роли лекарств и витаминов; правила первой помощи.

К программе прилагается рабочая тетрадь для детей.

.

Гончарова, Е.В. Теория и технологии экологического образования дошкольников: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Е.В. Гончарова. – Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2008.