Экологическое образование дошкольников. Региональные программы

31 Июл 2014, Автор: admin

ecologiya dlya malisheyВ ряде регионов разрабатываются собственные программы.

Например, с учетом климатических, экологических, экономических и других особенностей Ханты-Мансийского округа создана программа «Экология для малышей» (Е.В. Гончарова).

Целью программы является развитие экологической воспитанности дошкольников на основе историко-географических и природных особенностей, традиционного и современного природопользования региона с учетом особенностей этнических культур.

Основные задачи программы: 1) развитие у детей представлений через изучение историко-географических факторов территории Ханты-Мансийского округа, разнообразия растительного и животного мира округа, сезонных изменений в природе, взаимодействия человека с природой в условиях округа, здоровья человека в условиях Севера России; 2) подготовка дошкольников к реализации деятельностного подхода к решению доступных экологических проблем; 3) развитие потребностей у детей в здоровом образе жизни; 4) воспитание экогуманистического подхода к природе, человеку, обществу на основе уникальности социальноэкономических процессов Ханты-Мансийского округа.

Решение этих задач основывается на следующих принципах:

1) научности; 2) системности; 3) целостности; 4) гуманизма; 5) регионализации экологического образования; 6) непрерывности; 7) преемственности.

Программа включает пять разделов. I раздел «Где мы живем?» открывает программу. Основной его задачей является формирование представлений детей о географических особенностях их малой Родины. Содержание материала по разделу раскрывают темы: местоположение города (села, поселка), климат округа, наш город (район, округ) на карте мира, почва, полезные ископаемые.

Во II разделе «Многообразие растительного и животного мира Ханты-Мансийского автономного округа» дается характеристика основных групп животных и растений округа, среды обитания; упоминаются основные представители разных групп животных и растений леса, болота, водоема, луга.

Включение III раздела «Сезонные изменения в природе Ханты-Мансийского автономного округа» обусловлено тем, что он является связующим звеном между представлением дошкольников о животном и растительном мире и о месте расположения его малой Родины. Детям даются представления о листопаде, сезонных перелетах птиц и линьке животных, других сезонных явлениях в природе.

Содержание IV раздела «Природа и человек в условиях Ханты-Мансийского автономного округа» информирует о положительных и отрицательных формах взаимодействия с природой через изучение опыта традиционного природопользования народов Севера. Дети знакомятся с правилами поведения в природе, узнают о заказниках, заповедниках округа, целях их создания.

Дошкольникам также дается представление об опасностях, возникающих в природе естественным образом, и опасностях, связанных с деятельностью человека.

Раздел V «Человек и его здоровье». В условиях сурового климата и экологического неблагополучия одной из важнейших задач является формирование мотивов поведения ребенка, необходимость обучения быть здоровыми, формирование поведенческих навыков здорового образа жизни, умение применять для укрепления здоровья оздоровительную силу природы своего края.

К программе прилагаются методические рекомендации, которые помогут педагогам в планировании и организации экологического образования дошкольников 3-7 лет, рабочие тетради к каждой возрастной группе для детей и родителей.

.

Гончарова, Е.В. Теория и технологии экологического образования дошкольников: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Е.В. Гончарова. – Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2008.