Экологическое образование дошкольников. Программа «Юный эколог»

29 Июл 2014, Автор: admin

yuniy ecologПрограмма «Юный эколог» включает две подпрограммы.

Одна из них ориентирована на детей – по ней можно развивать экологическую культуру дошкольников 2-7 лет в любых образовательных учреждениях, другая предназначена для взрослых (воспитателей ДОУ, педагогов дополнительного образования) для осуществления повышения квалификации педагогов.

Автор программы С.Н. Николаева выделяет два аспекта содержания экологического воспитания: передачу экологических знаний и их трансформацию в отношение. Экологическое воспитание основывается на экологии и различных ее ответвлениях. В его основе лежат адаптированные на дошкольный возраст ведущие идеи экологии: организм и среда: сообщество живых организмов и среда; человек и среда.

Данная программа является первой в нашей стране. Основной целью экологического воспитания автор считает формирование у ребенка осознанно правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве. Среди знаний, необходимых для дошкольников, отмечаются знания особенностей жизни, роста развития отдельных живых существ, некоторых биоценозов, приспособительных зависимостей существования живых организмов от факторов внешней среды, взаимосвязей внутри природных сообществ. Критерием уровня экологической воспитанности ребенка автор считает определенные формы его поведения. В последнем варианте программы представлено 6 разделов.

С.Н. Николаева выделяет элементы знаний из области аутэкологии, синэкологии и из области взаимодействия человека с природой:

– неживая природа – среда жизни растений, животных, человека;

– многообразие растений и их связь со средой обитания;

– многообразие животных и их связь со средой обитания;

– рост и развитие растений и животных и их связь со средой;

– жизнь растений и животных в сообществе;

– взаимодействие человека с природой.

Концептуальными в программе стали следующие положения:

– старшие дошкольники усваивают систематизированные знания о закономерных явлениях природы (взаимосвязь животных и растений со средой их обитания, связь компонентов в сообществе живых организмов);

– морфофункциональные свойства растений и животных как признаки приспособляемости к среде обитания дошкольники изучают при демонстрации этих признаков на обитателях уголка природы;

– при соответствующей организации педагогического процесса во всех возрастных группах дети начинают понимать специфику живого организма, его отличие от предмета (неживого объекта); старшие дошкольники усваивают существенные признаки живого объекта;

– средние и старшие дошкольники усваивают различные сложные представления (обобщенные, динамические) на основе комплекса сходных признаков явлений природы (рост, развитие растений и животных).

Началом работы по экологическому воспитанию детей в детском саду является правильная организация природной зоны – той части помещения и участка ДОУ, на которой произрастают растения, содержатся какие-либо животные.

Полный объем представленного материала по всем разделам ориентирован на детей подготовительной к школе группы. Возможность усвоения знаний и выработка отношения детей к объектам и явлениям природы, обозначенным в программе, обусловлены тем, что воспитательно-образовательная работа с дошкольниками по формированию начал экологической культуры начинается с двухлетнего или трехлетнего возраста и продолжается до 4-5 лет.

В программе намеренно не дается распределение материала по возрастам, что позволяет начать ее реализацию в любой группе детского сада. Отсутствие жесткой регламентации позволяет педагогу осуществлять индивидуальный подход к детям: «нагружать» новыми знаниями быстро развивающихся детей и не торопить с обязательным усвоением материала детей, развивающихся в медленном темпе.

В любом случае реализация программы (с какой бы возрастной группы она ни начиналась) осуществляется на основе следующих принципов:

1) постепенное – в течение учебного года и от возраста к возрасту – наращивание объема материала: от рассмотрения 1-2 объектов природы, 1-2 способов из взаимосвязи со средой обитания к последовательному увеличению количества объектов;

2) первоочередное использование непосредственного природного окружения, составляющего жизненное пространство детей;

3) постепенное познавательное продвижение детей: от единичных сенсорных впечатлений к конкретным, полноценным представлениям, а затем – к обобщению представлений на основе объединения растений и животных в группы по их экологическому сходству;

4) широкое использование в работе с детьми разных видов практической деятельности – сенсорное обследование объектов и явлений природы, опытничество, создание и поддержание необходимых условий для жизни обитателей зеленой зоны ДОУ, различные виды изодеятельности;

5) подача познавательного материала и организация деятельности с помощью приемов, вызывающих у детей положительные эмоции, переживания, разнообразные чувства, – использование сказок, игровых персонажей, всех видов игр.

.

Гончарова, Е.В. Теория и технологии экологического образования дошкольников: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Е.В. Гончарова. – Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2008.