Содержание экологического образования дошкольников

26 Июл 2014, Автор: admin

В содержании экологического образования детей дошкольного возраста Н.А. Рыжовой выделены первоначальные знания из области трех основных направлений экологии: биоэкологии (или общей экологии), социальной экологии и прикладной экологии.

Такое разделение в определенной степени условно, поскольку многие проблемы являются актуальными для нескольких разделов одновременно. Все три направления тесно связаны между собой и дополняют друг друга. Элементы содержания различных направлений приведены ниже (каждое направление предлагает усвоение ребенком элементарных знаний, умений и навыков, доступных для данного возраста).

экообразование

В качестве начального этапа экологического образования предлагается знакомство дошкольников с элементарными биоэкологическими знаниями, включая вопросы: живая и неживая природа; особенности живых организмов, их многообразие, распространение, связь внешнего вида, строения (для животных – и поведения) живых организмов с особенностями среды обитания, их приспособленность к этой среде (рыбы – к водной, кроты – к почвенной, птицы – к наземно-воздушной среде и т.д.), к сезонным изменениям, к взаимоотношениям между организмами, между организмами и человеком. Содержание образования должно включать знания о местах обитания живых организмов – природных сообществах, об их жизнедеятельности.

В практике ДОУ многие педагоги обращают внимание детей, прежде всего на живые объекты, особенно животных, крайне мало внимания уделяя объектам неживой природы. Это объясняется отсутствием необходимых условий в ДОУ и недостатком знаний у самих педагогов. Между тем, интересное содержание бесед, экспериментов и наблюдений за неживой природой разработано Т.В. Земцовой, Н.А. Рыжовой, И.С. Фрейдкиным.

Включение в содержание экологического образования дошкольников проблем социальной экологии способствует осознанию ребенком своего места в окружающем мире, выработке навыков экологически грамотного поведения.

Окружающая среда, как природная, так и социальная, – это в достаточной мере агрессивная среда по отношению к ребенку, его здоровью и жизни. Поэтому необходимо систематически и планомерно обучать детей умению безопасно жить, укреплять свое здоровье, благоустраивать окружающую среду.

Отдельные вопросы данного направления представлены в разработках Н. Авдеевой, О. Князевой, Р. Стеркиной, З. Тюмасевой.

Главные цели эколого-валеологического содержания: формировать понимание зависимости здоровья от состояния окружающей социоприродной среды, образа жизни; развивать стремление оздоровлять окружающую среду, вносить посильный вклад в улучшение санитарно-гигиенических, эстетических условий жизни человека; развивать умения и навыки, направленные на сохранение и укрепление здоровья ребенка, привычки здорового образа жизни.

К знаниям из области прикладной экологии отнесены следующие вопросы:

  • – правила поведения в природе;
  • – правила экономии природных ресурсов;
  • – участие в посильных природоохранных акциях совместно со взрослыми.

Содержание экологического образования детей отражено в некоторых современных программах воспитательно-образовательной работы с детьми: «Юный эколог» С.Н. Николаевой, «Мы» Н.Н. Кондратьевой, «Наш дом – природа» Н.А. Рыжовой и др.

Отбор содержания экологического образования находится на этапе разработки, и для каждого педагога имеется возможность внести свой вклад в создание оптимальной модели обучения, воспитания и развития дошкольников.

Гончарова, Е.В. Теория и технологии экологического образования дошкольников: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Е.В. Гончарова. – Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2008. – С. 125-127.