Принципы отбора содержания экологического образования детей дошкольного возраста

13 Июл 2014, Автор: admin

Содержание экологического образования дошкольников рассматривается в рамках системы непрерывного экологического образования. Принципы отбора содержания, разработанные для других уровней образования, адаптированы, конкретизированы и дополнены для дошкольной ступени. Только при таком подходе соблюдается преемственность системы непрерывного экологического образования. В дошкольном возрасте знания играют гораздо меньшую роль, чем на последующих уровнях образования. Кроме того, они должны быть доступными и привлекательными для детей.

В концепции общего экологического образования выделяются две группы принципов: общепедагогические (гуманизации, научности, систематичности и др.), содержание которых углублено и расширено экологической темой, и специфические (прогностичности, интеграции, взаимосвязанного раскрытия глобальных, национальных и краеведческих экологических проблем и путей решения и др.). Р.К. Чернова с соавторами обосновывает следующие основные принципы экологического образования (начиная с дошкольного): целостность, междисциплинарность, системность, личностность, комплексность, краеведение, научность, доступность, достоверность, наглядность. С.Н. Глазачев отмечает, что кроме универсальных общедидактических принципов экологическое образование обладает специфическими: интегративности, непрерывности, комплементарности, обучающей функции природы, экогуманизации. Хорошо разработана система принципов экологического образования школьников и студентов, в то время как в отношении дошкольного возраста этот вопрос изучен хуже.

Анализ исследований Н.М. Мамедова, Л.В. Моисеевой, Н.А. Рыжовой, практический опыт работы позволяют выделить три группы принципов отбора содержания экологического образования дошкольников: общедидактические (научность, доступность, гуманизация, системность и другие); характерные для экологического образования в целом (прогностичность, деятельностность, интеграция, преемственность, регионализм) и специфические для экологического образования дошкольников (целостность и конструктивизм).