Развитие дошкольного экологического образования. Экологическое воспитание: от биологического подхода к экоцентрическому

11 Июл 2014, Автор: admin

Новый вариант «Программы воспитания и обучения в детском саду» (1985 г.), дополненный в 1987 г., содержит в разделе «Ознакомление с природой» определенный объем знаний о явлениях живой и неживой природы, о сезонных изменениях, связи между изменениями в неживой природе и растительном и животном мире, между сезонными изменениями и трудовой деятельностью людей.

Способ изложения материала в программе и методические рекомендации к ней определяют пути его освоения дошкольниками.

Преимущество отдается трансляции знаний от воспитателя к детям в ходе занятий, реже – экскурсий. Программой предусмотрено освоение знаний также в ходе наблюдений, трудовой деятельности, опытов, бесед, продуктивной деятельности.

Как видно, в исследованиях 80-х гг. XX в. господствует биологический подход в ознакомлении детей с природой, биологические знания расцениваются как основа содержания деятельности ребенка в природе и как средство умственного и нравственного воспитания, формирования бережного отношения к природе.

Экологический аспект представлен формированием знаний об охране природы, некоторыми видами практической деятельности в природе.

Экологические проблемы и необходимость их преодоления породили новое направление в образовании – экологическое. Его нельзя было выдумать, оно является положением одного из этапов социоестественной истории.

В апреле 1995 г. в Москве состоялась IV международная конференция по экологическому образованию детей. Дошкольное экологическое образование на такой представительной встрече обсуждалось впервые. С.Н. Николаевой была представлена для обсуждения авторская концепция экологического воспитания дошкольников, основанная на адаптации для понимания детьми дошкольного возраста ведущих идей экологии: организм и среда, сообщество живых организмов и среда, человек и среда.

Основные идеи концепции выражены в следующем. Цель экологического воспитания автор видит в формировании начал экологической культуры, под которым понимается становление осознанно правильного отношения к природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим ее и созидающим на основе природы материальные и духовные ценности, к себе, как части природы, понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды.

Задачи экологического воспитания С.Н. Николаева видит в создании и реализации воспитательно-образовательной модели, при которой достигается эффект в виде очевидных проявлений начал экологической культуры у детей.

Содержание экологического воспитания включает два аспекта: передачу экологических знаний и трансформацию их в отношение.

Знание является обязательным компонентом экологической культуры, а отношение – конечным ее продуктом. Наглядной формой выражения отношения является деятельность ребенка. Присутствие в ее содержании экологической информации является показателем его отношения к миру природы, к людям и к себе.

Воспитатель является главной фигурой педагогического процесса и решающим фактором в экологическом воспитании. Три аспекта личности воспитателя определяют результат его деятельности: понимание экологических проблем, гражданская ответственность, желание и действенная готовность изменить ее; профессионализм и педагогическое мастерство; общая гуманистическая ориентация осуществляемой воспитательно-образовательной модели.

В настоящее время идет разработка государственных стандартов дошкольного образования. Они создаются как государственные требования к психолого-педагогическим условиям воспитания и обучения детей в ДОУ и опираются на лучшие достижения педагогической практики, и вместе с тем задают ориентиры ее развития. Проект государственных стандартов предусматривает в структуре содержания дошкольного образования экологическое направление: основы естественнонаучных знаний, развитие экологической культуры.

По отношению к детям дошкольного возраста чаще используется термин «экологическое воспитание». Приоритет воспитательного аспекта не случаен и согласуется с Концепцией дошкольного воспитания (1989 г.), которая, ориентируясь на общегуманистические ценности, ставит задачу личностного развития ребенка: заложить в дошкольном детстве фундамент личностной культуры – базисные качества гуманистического начала в человеке.

Цель экологического воспитания дошкольников – формирование начал экологической культуры – согласуется с общей целью экологического образования – формированием экологического сознания, экологической культуры.

Воспитание в широком смысле рассматривается многими учеными-педагогами как общественное явление, передача социального опыта от одного поколения к другому. Воспитание дошкольника заключается в передаче опыта взаимодействия в четырех ведущих сферах действительности – природе, «рукотворном мире», окружающих людях и себе самом.

И.В. Цветкова полагает, что «процесс экологического воспитания в широком смысле – процесс экологизации личности, формирования ее как носителя определенного типа культуры взаимодействия с окружающей средой (природной и социальной) под воздействием различных факторов окружающей среды (включая целенаправленный педагогический процесс) и внутренней природы человека».

В узком смысле процесс экологического воспитания И.В. Цветкова определяет как «целенаправленное воздействие на духовное развитие детей, формирование у них ценностных установок, нравственно-экологической позиции личности, умений и навыков экологически обоснованного взаимодействия с природной и социумом».

С.Н. Николаева под экологическим воспитанием дошкольников понимает формирование начал экологической культуры – осознанно правильного отношения непосредственно к самой природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим и созидающим ее, к себе как части природы.

Н.Н. Кондратьева суть экологического воспитания дошкольников видит в процессе присвоения личностью экологической культуры и приобретения на этой основе нового качества – экологической воспитанности, проявляющейся в системе личностных образований: сознании, деятельности, поведении, эмоциях, чувствах.

И.Д. Зверев отмечает: «Экологическое воспитание предусматривает, прежде всего, формирование научного мировоззрения школьника, т.к. оно является ядром сознания, придает единство духовному облику человека, вооружает его социально значимыми и экологически приемлемыми принципами подхода к окружающей природной среде».

Все сказанное выше позволяет рассматривать экологическое воспитание в узком смысле – как составляющую и значимую часть экологического образования. В этом значении термин «экологическое воспитание» может использоваться в сочетании с другими категориями воспитательного процесса, такими как, например, «эколого-эстетическое воспитание», представляющее собой целенаправленное воздействие на развитие экологической культуры средствами изобразительного искусства, музыки, литературы, формирование эстетического отношения к окружающей среде, опыта, умений и навыков творческой деятельности по преобразованию окружающей среды.

.

Гончарова, Е.В. Теория и технологии экологического образования дошкольников: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Е.В. Гончарова. – Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2008. – С. 97-107.

.

Представленные на сайте в игровом зале http://pharaonbet.com/game/rouletts рулетки: ROULETTE CLASSIC и AMERICAN ROULETTE, достаточно просты, понятны и легки в обращении. В некоторых из них удачно сочетается юмор и азарт, а в некоторых азарт сопряжен с историческими деталями и фактами.