Становление дошкольного экологического образования: ознакомление детей с природой

07 Июл 2014, Автор: admin

Экологическое образование детей дошкольного возраста пока еще можно назвать новым направлением дошкольной педагогики. Новизна его проявляется в изменении подхода к ознакомлению детей с природой от биологического к экологическому, при котором педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии, доступные дошкольникам (С.Н. Николаева).

Впервые задачи, содержание и методы ознакомления детей с природой рассматривались на III (1924 г.) и IV (1928 г.) съездах по дошкольному воспитанию. В проект первой программы детского сада (1932 г.) положены решения этих съездов, а также результаты передового опыта. В программе подчеркивалось, что знания, получаемые детьми, должны содействовать воспитанию у них любви к родной природе и социалистическому отечеству, а также формированию практических умений воздействовать на природу в интересах людей. В программе 1934 г. был более точно определен объем знаний о природе, умений и навыков по уходу за растениями и животными. В «Руководстве для воспитателя детского сада» (1935-1953 гг.) отчетливо просматривалась связь получаемых детьми знаний о природе с умственным, эстетическим и нравственным воспитанием. Особо подчеркивалась задача воспитания бережного отношения к растениям и животным.

Результаты исследовательской работы А. Анохиной, А. Буяновер, Г. Ваиходло, А. Домбровской, А. Мазуриной нашли отражение в «Программе воспитания в детском саду» (1962 г.). В этой программе обращает на себя внимание связь получаемых знаний о природе с разнообразной деятельностью детей. Программа определяет объем как конкретных, так и обобщенных знаний о природе, получаемых дошкольниками в разных возрастных группах, но недостаточно отражает знания о зависимостях и закономерностях в природе. Также в ней не всегда реализуется единство между воспитательными задачами и содержанием знаний.

Дальнейшее развитие теория и методика ознакомления детей с природой получила в исследованиях и методических пособиях С.А. Веретенниковой, Э.И. Залкинд, Е.И. Золотовой, Н.Ф. Виноградовой, М.В. Лучич, Л.М. Маневцовой, П.Г. Саморуковой. Специально вопросы экологического образования в этих исследованиях не рассматривались, однако в них затронуты его важные аспекты – развитие гуманного отношения к природе, формирование у дошкольников системных знаний о природе.

В 1954 г. С.А. Веретенникова готовит методическое письмо «Ознакомление детей с природой», в котором раскрываются задачи ознакомления детей с природой и предлагается программа, содержащая объем представлений о животных, растениях, некоторые сведения о сезонных явлениях природы; средства ознакомления детей с природой. На его основе автор готовит учебное пособие, которое выдержало впоследствии несколько переизданий: в 1958, 1973, 1980 гг.

Первым исследователем проблемы умственного воспитания детей средствами природы является Э.И. Залкинд. В ее работе раскрывается методика наблюдений за птицами в разных возрастных группах. Автором даны четкие, обоснованные рекомендации к отбору птиц для уголков природы, определены эффективные условия для организации наблюдений. Данное исследование внесло большой вклад в создание методики ознакомления дошкольников с природой.

Продолжила разработку проблемы наблюдений за природой А.И. Васильева (1972), которая раскрыла специфику наблюдения и наблюдательности у дошкольников, обосновала структуру наблюдения, раскрыла методику руководства этим процессом в разных возрастных группах, способы фиксации полученных впечатлений.

Ее книга «Учите детей наблюдать природу» до сих пор помогает дошкольным работникам целенаправленно организовывать наблюдения в природе.

Роль беседы о прочитанном в усвоении старшими дошкольниками содержания художественных произведений о природе изучалась Э.П. Клочковой (Ленинград, 1958). Ею предложена методика проведения бесед, требования к беседам по книгам о природе.

М.В. Лучич рассматривает ознакомление с природой через одну из основных форм работы с детьми – прогулки. Детская жестокость, по мнению автора, объясняется неудовлетворенной любознательностью. Формированию правильных представлений о природе и развитию любознательности способствует правильно организованная воспитателем и родителями деятельность детей на прогулке.

Проблему ознакомления старших дошкольников с сезонными явлениями природы изучала Н.Ф. Виноградова (Москва, 1972)

Задачами исследования являлось выяснение уровня представлений детей о сезонных изменениях в природе, умение выделять характерные признаки сезона; умение детей устанавливать последовательные, временные и причинные связи и их взаимодействие; влияние знаний детей о природе на структуру детской речи. Для проведения формирующего эксперимента автором разработано содержание речевых логических задач, система занятий, обеспечивающая усвоение и осознание знаний о природе на основе восприятия и слова. Одновременно решались задачи обогащения словаря, развития образности речи.

В своей диссертации Б.Н.Борева (Москва, 1973) доказала возможность формирования у дошкольников обобщенных понятий об изменениях в жизни растений в разные сезоны. Успех работы зависит от учета возрастных возможностей дошкольников. Основной формой работы автор считает наблюдения на прогулках и экскурсиях в природу.

Е.И. Золотова (Москва, 1973) исследовала проблему использования приема сравнения при ознакомлении дошкольников с животными. Автор рекомендует ознакомление детей с животным миром в трех направлениях: формирование представлений о животных, развитие эмоционально-положительного отношения к ним, воспитание нравственного поведения в природе. Автор выделяет несколько этапов в развитии умения пользоваться приемом сравнения:

1. Дети ориентируются на внешние яркие признаки и сравнивают только их. По контрастным признакам легко находят различия в строении тела животных.

2. На данном этапе дети находят разницу по менее контрастным признакам. Но при анализе ориентируются на один отличительный признак.

3. Осуществляется переход детей к более высокому уровню в использовании сравнения. Дети умеют сопоставлять не только резко контрастных, но и более похожих животных, дают им точную и полную характеристику в определенной последовательности: внешний вид и жизненные проявления, сезонная жизнь.

.

Гончарова, Е.В. Теория и технологии экологического образования дошкольников: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Е.В. Гончарова. – Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2008. – С. 97-107.

.

Сайт с бесплатными эмуляторами игровых автоматов на странице free-play-avtomaty.ru предлагает большое разнообразие игр на любой вкус.