Становление проблемы формирования отношения детей к природе в педагогике

05 Июл 2014, Автор: admin

Проблема формирования отношений детей к природе признается педагогической общественностью многих стран в качестве одной из центральных в экологическом образовании. Она получила фундаментальное развитие в работах российских ученых – А.Н. Захлебного, И.Д. Зверева, И.Т. Суравегиной, А.П. Сидельковского и др. В педагогической литературе понятие экологического отношения к окружающей среде ассоциируется с персональной ответственностью за любые действия, совершаемые в ней. В связи с этим огромное значение имеют интериоризация полученных знаний по проблемам окружающей среды и преобразование их в личные убеждения. Необходимо воспитание потребностей (мотивов, побуждений) поведения и деятельности, направленных на соблюдение здорового образа жизни и улучшение состояния окружающей среды; развитие интеллектуальной сферы (способности к целевому, причинному и вероятному анализу восприятия и оценки состояния окружающей среды); волевой сферы (убеждения в возможности решения экологических проблем); стремление к распространению экологических знаний и личному участию в практических делах по защите окружающей среды. Защита окружающей среды в работах многих ученых рассматривается лишь как часть науки об окружающей среде, включающей также разделы глобальной экологии и экологии человека.

Несомненно, одной из целей экологического образования будет являться формирование ответственного отношения к природе. Формирование экологической ответственности у детей невозможно без участия в экологической деятельности. Одним из элементов механизма экологической деятельности можно считать умения оценивать экологическую ситуацию в своем районе, выражать свое отношение к причинам известной ситуации, проявлять готовность принять участие в работе по охране природы.

Необходимо также определить методологические подходы к экологическому образованию школьников. Экологическое образование школьников как самостоятельное направление в теории и практике общеобразовательной школы стало развиваться на рубеже 60-70-х гг. и характеризовалось включением экологии и природоохранительных знаний в учебные программы по биологии. С течением времени целью экологического образования становится не столько формирование экологических знаний, сколько развитие экологической культуры. Это особенно актуально в условиях новой парадигмы образования, согласно которой образованию придается приоритетная функция культуры, и гуманистической парадигмы общественного сознания, содержащей идею благоговения перед жизнью как явлением.

Одно из центральных направлений в экологическом образовании школьников связано с определением его задач, важнейшей из которых, по мнению многих ученых, является развитие биоцентрического и экологического мышления (И.Д. Зверев, И.Н. Пономарева, И.Т. Суравегина, Н.М. Чернова).

С конца 80-х гг. усиленно развиваются тенденции системно-целостного подхода к экологическому образованию. Системный подход в экологическом образовании школьников рассматривается с разных точек зрения: необходимости слияния экологического обучения и воспитания в целях развития экологической культуры личности; принципов непрерывности, комплексности и универсальности.

Параллельно проводится работа по совершенствованию содержания экологического образования школьников: по определению научных (познавательных), ценностных, нравственно-эстетических и деятельностных элементов содержания и их роли в развитии экологической культуры личности; по выявлению принципов отбора и конструирования содержания экологического образования.

С позиций системно-компонентного подхода осуществляется работа по выявлению оптимального сочетания элементов содержания и форм обучения на разных этапах школьного экологического образования, реализуемого на принципах непрерывности, последовательности, вариативного сочетания теоретической и практической подготовки. Важное значение придается усилению роли практического изучения экологии с использованием принципов сезонности и краеведения, с расширением характера научно-исследовательской работы.

В настоящее время в целях совершенствования экологического образования необходимо развивать в содержании исторические и культурологические аспекты. Акцентирование внимания на исторической и социокультурной специфике экологического содержания позволяет подойти к конструированию содержания экологического образования с позиции культурологического подхода, учитывающего динамический характер социокультурных и социоприродных противоречий.

Одновременно с этим при разработке принципов отбора содержания экологического образования недопустимо игнорирование центрированности экологии на биологические системы, ибо познание основных законов и закономерностей экологии невозможно без опоры на науку о жизни, без которой «экологизация мышления лишается своей главной научной составляющей» (Н.М. Чернова, А.М. Былова).

В настоящее время накоплено достаточно сведений, свидетельствующих о двух встречных процессах в содержании экологического образования школьников – дифференциации и интеграции экологических знаний. Интегративные тенденции, имманентно присущие науке, получили свое новое развитие в экологическом образовании, поскольку характер экологического знания носит глубоко дисциплинированный характер, что обуславливает не только разнообразные формы пограничного объединения смежных наук, но и интеграцию различных областей научного знания.

Интеграция в реальной практике экологического образования ведет к необходимости синтеза, поиску новых форм подготовки, к появлению в контексте теоретических работ категорий, значительно более общих, чем экологические знания и умения: экологическое сознание, экологическое мышление, экологическая деятельность, экологическая культура. В связи с этим в практике экологического образования школьников необходимо существенное усиление деятельного и личностного подходов, обеспечение у школьников положительной мотивации к образованию в области экологии.

Одним из перспективных в школьном экологическом образовании является индивидуально-творческий подход, при котором происходит творческая реализация ученика на индивидуально-личностном уровне. Такой подход предлагает обновление содержательной и процессуальной сторон экологического образования и способствует развитию совместного творчества школьников и учителей.

Таким образом, экологическое образование оформилось в самостоятельную область педагогической теории и практики. В то же время оно является составной частью педагогической науки в широком понимании.

.

Гончарова, Е.В. Теория и технологии экологического образования дошкольников: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Е.В. Гончарова. – Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2008. – С. 78-81.

.

Чтобы фортуна всегда была повернута лицом, всегда улыбалась, предлагаем приметы, привлекающие удачу. Чтобы познакомиться с ними, можете перейти к источнику. Очень надеемся, что они пригодятся и принесут удачу.