Становление экологической культуры воспитанников детского дома в процессе организации проектной деятельности

18 Окт 2013, Автор: admin

Экологические проблемы носят глобальный характер и затрагивают все человечество. На современном этапе развития общества вопрос экологического воспитания приобретает особую остроту. Главная причина этого – тотальная экологическая безответственность. Минимальный  свод информации свидетельствует о том, что проблема экологического воспитания школьников не надумана, и что решение ее должно стать одной из приоритетных задач сегодняшней педагогической действительности учителей. В связи с этим необходимо усилить и больше уделять внимания экологическому воспитанию в современной школе уже с первых лет воспитания детей.

Актуальность взаимодействия общества и природной среды выдвинула перед школой задачу формирования у детей ответственного отношения к природе. Педагоги и родители осознают важность обучения школьников правилам поведения в природе. И чем раньше начинается работа по становлению экологической культуры детей, тем большим будет ее педагогическая результативность. При этом в тесной взаимосвязи должны выступать все формы и виды учебной и внеклассной деятельности детей.

Детям среднего  школьного возраста свойственно уникальное единство знаний и переживаний, которые позволяют говорить о возможности формирования у них надежных основ ответственного отношения к природе. Все учебные предметы призваны вносить свой вклад в формирование  экологической ответственности детей.

Одной из основных задач учебно-воспитательной работы в детском доме является формирование у подрастающего поколения экологической культуры и убеждения в том, что улучшение жизни зависит прежде всего, от сохранения среды обитания. Окружающая среда становится важнейшей педагогической средой воспитания детей.

Опыт работы показал, что данная проблема недостаточно проработана применительно  к условиям детского дома. Поэтому возникла необходимость в разработке программы «Экологическое воспитание детей в условиях детского дома».

Все сказанное определило выбор темы исследования: «Становление экологической культуры воспитанников детского дома в процессе организации проектной деятельности».

Цель: теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия   экологического образования и воспитания детей в   детском доме.

Задачи:

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме экологического воспитания детей среднего школьного возраста.

2. Изучить теоретические основы проблемы становления экологической культуры воспитанников детского дома.

3. Раскрыть основное понятие «экологическое воспитание», как фактор нравственного развития воспитанников в условиях детского дома.

4. Наметить методику организации экологического воспитания детей среднего школьного возраста..

Методы – беседа, кружковая (внеклассная) работа, педагогический эксперимент, педагогические наблюдения, изучение психолого-педагогического опыта.

Этапы исследования.

На первом этапе изучить  методы деятельности по экологическому воспитанию детей в детском доме. Определить методы, их классификацию, выделить основные этапы работы, определить особенности развития экологической культуры в системе МКОУ «Чебеньковский детский дом».

На втором этапе изучить уровни развития экологической культуры, мониторинг качества обучения.

На третьем этапе представить опыт деятельности  по  развитию экологической культуры детей среднего школьного возраста.

База исследования – МКОУ «Чебеньковский детский дом».

Ташенова М.У., воспитатель МКОУ «Чебеньковского детского дома Оренбургского района»