Организация экологического воспитания детей в детском доме

21 Окт 2013, Автор: admin

Успех экологического воспитания в детском доме, зависит от использования разнообразных форм работы, их разумного сочетания. Эффективность определяется также преемственностью деятельности воспитанников в условиях детского дома и условиях окружающей среды.

Поэтому большое место в системе работы по воспитанию любви к природе должны занять экскурсии, прогулки, походы. Они могут быть связаны с изучением программного материала, носить краеведческий характер, могут быть просто посвящены знакомству с природой. Но следует иметь в виду, что в процессе экскурсий в природу мы должны решать и задачи эстетического воспитания.

К.Д. Ушинский писал: «А воля, а простор, природа, прекрасные окрестности городка, а эти душистые овраги и полыхающие поля, а розовая весна и золотистая осень разве не были нашими воспитателями? Зовите меня варваром в педагогике, но я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное значение в развитие молодой души, с которой трудно соперничать влиянию педагога».

Не так это легко – научить ребенка замечать прекрасное в природе. Прежде всего, это должен видеть и чувствовать сам воспитатель. Обычно охрану природы сводят лишь к вопросам о зеленых насаждениях. Ее же нужно рассматривать гораздо шире. Во время экскурсий, прогулок по окрестностям дети могут встретиться, например, с загрязненными родниками. Очистить родник от мусора – дело рук каждого. Если экскурсия проходит в местности, для поверхности которой характерны овраги и балки, то и здесь дети могут приложить свои силы в борьбе с оврагами. Чрезвычайно важно научить детей самих искать такие полезные дела. Перед экскурсией на природу воспитатель помогает детям организовать рабочие группы, каждая из которых получает свое задание. Важно, чтобы во всех группах были и дети, которые уже хорошо знакомы с особенностями природы своего края, и дети, не проявляющие к ним интереса. Такое сочетание даст возможность в процессе работы обмениваться знаниями. Организация выполнения заданий может быть различна. В одном случае члены группы выполняют разные задания: одни собирают для коллекции растения, другие – горные породы. В группах организовываются выставки собранных на экскурсиях коллекций, рисунков и т. д.

Важнейшей задачей в организации экологического воспитания в детском доме  является теоретическое освоение воспитанниками знаний о природе, о ее ценностях, деятельности в ней человека, об экологических проблемах и путях их решения на производстве, в быту, в процессе отдыха (включая экологические нормы и правила поведения) и т.д. Эта задача решается главным образом в процессе самообразования, на занятиях кружка   по охране природы. Здесь имеются все необходимые условия для эффективного педагогического управления процессом теоретического усвоения экологических знаний. (приложение 3)

Хочется обратить внимание на сочетание таких форм организации работы, как кружок – (экологического направления). Как привило, дети пятого класса активно занимаются в кружках с природоохранительной тематикой. Разработка экологически грамотных проектов устройства площадки детского дома, экологической тропы, маршрутов экологических экспедиций по родному краю, участие в организации и осуществлении их с привлечением детей,   тематических вечеров, выставок, дня окружающей среды – вся эта деятельность  успешно организована в детском доме.

Другой задачей экологического воспитания является приобретение детьми опыта целостных организаций и оценочных суждений. Наиболее успешно эта задача решается в процессе овладения детьми практическими умениями по изучению состояния природной среды, целей и характера деятельности в ней человека, выявлению и оценке ее результатов. Здесь крайне важна взаимосвязь деятельности воспитанников в природе и условиях детского дома.

Задачей экологического воспитания является овладение детьми трудовыми умениями по защите, уходу и улучшению окружающей среды. Эта деятельность опирается на теоретические знания, полученные детьми на занятиях, в процессе самообразования.

Содержание экологически ориентированной трудовой деятельности   зависит от возрастных особенностей ребят. Воспитанникам детского дома  доступны такие практические дела: развешивание птичьих домиков, кормушек; регулярный сбор корма для птиц и их кормление, посадка и уход за растениями; уход за животными живого уголка и т.д.

Успех экологического воспитания во многом определяется заинтересованным участием всего или большей части педагогического коллектива детского дома  в организации экологически направленной деятельности воспитанников.

Ташенова М.У., воспитатель МКОУ «Чебеньковского детского дома Оренбургского района»