Управление педагогическим процессом в условиях новой модели организации жизни детей в детском саду. Статья 1.

21 Апр 2013, Автор: admin

По научно-исследовательским материалам Е.Г. Приходько (Педагогика и жизнь: международный сборник научных трудов / под ред. проф. О.И. Кирикова. — Выпуск 8. — Воронеж: ВГПУ, 2008. — С. 292-300).

Данная статья продолжает цикл статей, опубликованных в сборнике научных трудов «Педагогика и жизнь» (ПЖ-1 и ПЖ-6) и раскрывающих содержание научного исследования автора по проблеме организации новой педагогической технологии деятельности воспитателя детского сада, основанной на реализации принципа личностно-ориентированного взаимодействия с детьми дошкольного возраста.

Названный принцип личностно-ориентированной модели взаимодействия направлен на качественное и эффективное развитие каждого ребенка. Он предполагает умелую педагогическую тактику, которая строится на знании педагогом возможностей и особенностей конкретного ребенка и на выборе из всего арсенала профессиональных средств таких, которые обеспечат этому ребенку продвижение в развитии.

В содержании данного этапа исследовательской работы особое внимание уделяется описанию поиска управленческих действий руководителей дошкольного образовательного учреждения направленных на оказание методической помощи и контроль деятельности педагога, работающего в режиме новой технологии организации жизни детей.

Особое внимание на данном этапе экспериментальной работы было уделено организации управления педагогическим процессом. Это была самая сложная проблема, с которой столкнулись участники исследования. Диагностика развития детей, которая проводилась в рамках исследования, служила показателем того, насколько эффективна новая технология для усвоения детьми программного материала, а, значит и продвижения каждого ребенка в развитии.

Но сама по себе диагностика не могла дать представление о том, как помочь воспитателю в его систематической практической работе, какие ставить перед ним задачи по пути совершенствования его педагогического мастерства, какими критериями оценивать его взаимодействие с детьми. Другими словами, новая педагогическая технология требовала и новой технологии управления качеством педагогического процесса.

Начало поиску новых способов и содержания управления педагогическим процессом положило изучение новых подходов к теории управления. Если говорить о функциональном подходе к структуре управления, следует отметить, что функции планирования и целеполагания, также как и функция организации педагогического процесса представлены в режиме исследования достаточно полно, поэтому на данном этапе речь идет об организации контроля педагогической деятельности в условиях новой педагогической технологии.

Долгие годы функция контроля в отечественном менеджменте рассматривалась как ведущая. Большинство исследователей отмечали значимость, масштабность, всеобъемлемость контроля, и зачастую вся деятельность руководителя сводилась к реализации данной функции. Однако в последние годы контролю уделяется особое внимание. Его все больше связывают с анализом, как поставщиком информации о процессе и результате деятельности и видят в нем, прежде всего, целевую функцию – преобразования качества деятельности.